Гость | Вы здесь: top » portfolio »

Про стратегию и визуальное мышление

Трансляция из ЖЖ

В этом разделе представлена трансляция моих статей на тему о стратегии, стратегическом и визуальном мышлении из моего журнала в ЖЖ: chevalry.


Стратагема 32 "Пустой город" + гекс. 40 "Разрешение"

23 ноября 2018 г.
В книге "36 стратагем" в переводе Малявина приводится история о том, как Чжугэ Лян, знаменитый китайский полководец эпохи Троецарствия (III в. до н.э.) защитил осажденный город, имея всего лишь горстку солдат против многочисленной армии Сыма И, полководца царства Вэй. Узнав о приближении врага, Чжугэ Лян спрятал своих солдат в укромные места, открыл городские ворота (что означало: "входи, кто хочет"), отправил нескольких переодетых гражданских подметать землю у входа в город (это самая мирная картина, которую только можно себе представить), а сам поднялся на городскую стену, расположился с удобством и стал развлекаться музыкой. Передовой отряд Сыма И, увидев всю эту картину, не посмел войти в город и вернулся к своему начальнику с докладом. Сыма И рассмеялся и отправился сам посмотреть на город, который уже фактически был в его руках. Но когда он увидел его, то город показался ему вымершим, и тут у Сыма И возникло страшное подозрение. Он вдруг решил, что Чжугэ Лян заманивает его в ловушку: стоит лишь им войти в этот кажущийся пустым город, как все они будут уничтожены. В результате, вместо того, чтобы атаковать, Сыма И велел своим войскам спешно отойти.

Эта история дала название стратагеме 32 "Пустой город". Краткая формулировка стратагемы (далее все цитаты - из перевода Малявина):

Если пусто у самого —
Сотвори еще большую пустоту*.
Пусть из собственной трудности у противника
Появится еще большая трудность.

/* «Пустота, обретаемая в пустоте» – одна из традиционных формул даосской мудрости.

Толкование:

Совсем пустое вдруг кажется совершенно полным: вот наваждение.
Правила для полководца меняются каждый раз.
Не было недостатка в людях, последовавших примеру Чжугэ Ляна.

Теперь смысл стратагемы по «Книге перемен», как она излагается в переводе Малявина:

«На рубеже между твердым и мягким». Здесь цитируется толкование к первой черте гексаграммы № 40 Цзе (Разрешение). В гексаграмме Цзе внизу находится триграмма Вода, а вверху – триграмма Гром. Триграмма Вода, как известно, является символом опасности. Вкупе с нижней иньской чертой она указывает на слабость, почти полную незащищенность позиции собственных войск.

Что касается противника, представленного триграммой Гром, то он, напротив, способен на активные и решительные действия. Первая шестерка гексаграммы знаменует, таким образом, большое затруднение в начале военной операции.

Между тем, как гласит комментарий к первой черте, слабость в данном случае может легко превратиться в силу, что и засвидетельствовано соседством второй янской черты. Кроме того, первая шестерка согласуется с четвертой девяткой, и эта связь образует стержень всей гексаграммы. Возможность быстрого превращения слабости в силу создает ситуацию, о которой говорится в известном китайском изречении: «когда настоящее становится ложным, ложное становится настоящим», т. е. становится возможным ввести противника в заблуждение посредством двусмысленных символических жестов. Однако чтобы сделать это, необходимо быть очень осторожным и не торопиться извлечь выгоду из своего маневра.

Такого рода объяснение является лучшей военно-стратегической трактовкой гексаграммы 40 "Разрешение", нежели та, что приведена у меня (см. пост "Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 40 Разрешение"). Она более наглядная и ясная, хотя и не противоречит тому, что сказано мной. Если увязать образы гексаграммы с этим примером, то получается следующая расшифровка афоризмов:
1) добыть трех лисиц - это хитрость на хитрости, когда задумывают одну хитрость, но внушают противнику, что задумал другую хитрость
2) желтая стрела - это не только сам план, твердый как стрела, но и внутренняя готовность отчаянно блефовать, не теряя при этом равновесия и спокойствия
3) носильщик, который едет на другом и впадает к разбойникам - необходимость быть предельно собранным и осторожным при приближении противника, чтобы ничем не выдать свой блеф
4) высвобождение пальцев ног - это отступление врага из-за опасения попасть в ловушку, что собственно и освобождает стратега от опасности (во всей ситуации это самый опасный и ответственный момент)
5) стрелять в ястреба на высокой стене - значит, воевать с тем же врагом, но уже с сильной позиции, которую удалось занять благодаря его отступлению из-за опасения перед ловушкой



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 40 Разрешение

22 ноября 2018 г.

<№40> Цзе. ([Разрешение.] Благоприятен юго-запад. <Если> некуда выступить, <то когда> оно <разрешение> наступит – опять <будет> счастье. <Если
же> есть, куда выступить, <то уже> заранее <предуготовано> счастье.)

Вода против Грома. Вода символизирует опасность, ловушку, скрытность, хитрость, обман. Гром символизирует импульс, вспышку, толчок, разряд. Двигаешься, и таким образом исходишь из опасности, преодолеваешь ее. В этом заключается разрешение, или - освобождение. Виногродский также пишет, что разрешение (освобождение) - это избавление от пут и развязка напряженного сюжета, выход из зоны опасного напряжения. Метафоры. (1) С раскатами грома из туч проливается сильный дождь - напряженная ситуация в атмосфере разряжается, становится легче дышать. (2) Удар грома по воде, после чего наступает разрядка и успокоение, расслабление.

Текст в переводе Шуцкого кажется немного путанным, поэтому полезно сравнить разные переводы:



Оригинал

Шуцкий

Виногродский

R.Geoffrey

利西南,

Благоприятен юго-запад

Ценность – на юго-западе.

Beneficial in the west and south

无所往,其來復吉;

<Если> некуда выступить, <то когда> оно
<разрешение> наступит – опять <будет> счастье.

Никуда не уходишь, а приходишь к себе, восстанавливаясь. Счастье.

If there is no place to set out to, their coming back is
auspicious.

有攸往,夙吉。

<Если же> есть, куда выступить, <то уже>
заранее <предуготовано> счастье.

Есть куда отправиться. Чем раньше, тем счастливей.

For having someplace to go, early is auspicious.


Символическое значение юго-запада здесь то же, что и в гексаграмме 39 Препятствие. Юго-запад - это ровная земля, безопасное место, куда можно отступить и вернуться. Северо-восток - это горы, препятствия и трудности, куда выступаешь и где можно споткнуться. Однако в данном случае нет речи о северо-востоке, поскольку все препятствия остались в прошлом - упоминается только юго-запад. В переводах Шуцкого и Джеффри дважды звучит конструкция “если - то” (у Джеффри конструкция “for having” аналогична “if-then”). Если некуда выступить - возвращаешься. Если есть куда выступить - выступаешь как можно раньше. И то, и другое - благоприятно. В первом случае потому, что возвращаешься в безопасное место, где ничего не угрожает и можно восстановить силы. Во втором случае потому, что путь открыт и опасность миновала, можно уходить.

Средний сын против старшего сына. Триграмма Вода (средний сын) - это ян между двух инь. Допустим, что ян - это мужчина, инь - женщина. Ян - большой человек, благородный, знатный, инь - “маленький” человек, простой, незнатный. Тогда триграмма Вода - это мужчина между двух женщин, благородный человек - среди незнатных людей. В этом есть скрытность, обман, интрига. Триграмма Гром (старший сын): ян внизу, над ним два инь. Это мужчина, который наступает на двух женщин, благородный человек, который теснит двух незнатных людей. Вместе это можно понять так, например: пока готовишься - вынужденно скрываешься между незнатными людьми (как бы связан ими или с ними), когда выступаешь, проявляешь себя - теснишь их и освобождаешься.

Военно-стратегическая трактовка. Противник (верхняя триграмма Гром) теснит и наступает. Стратег (нижняя триграмма Вода) скрывается и хитрит. Противник чем-то угрожает, т.е. связывает стратега. Это как путы. Суть стратегии в том, чтобы оружие против угрозы, метод противодействия давлению и, применив все это вовремя, освободиться.

Скрытые триграммы: внизу - Огонь, наверху - Вода. Вместе это даёт вплетенную гексаграмму 63 Уже конец. Это ситуация полного равновесия, завершенности, когда все уже достигнуто. Но она же и ситуация некой инерционности, какого-то застоя, который еще надо преодолеть. Путы и есть та инерционность, которая мешает стратегу и от которых ему надо освободиться. Поэтому ему нельзя оставаться в бездействии.
Последовательность действий стратега:


  1. Вода (опасность, скрытность, хитрость, ловушка): вынужденно скрываешься от противника, маскируешься и хитришь

  2. Огонь (связанность, привязанность): хочешь покинуть свое место, но не можешь - оказываешься связанным с теми, кто тебя маскирует

  3. Вода (опасность, скрытность, хитрость, ловушка): рискуешь, чтобы избавиться от от связей, освободиться от пут

  4. Гром (импульс, толчок, удар, движение): двигаешься и освобождаешься

I. В начале шестерка.
– <...>
– Хулы не будет.

По мнению Шуцкого, здесь пропущен какой-то текст. Смысл, скорее, из контекста, из общих соображений. Стратегу нужно быть сильным, а он ощущает
себя слабым. Но нельзя позволять слабости взять верх. Нужно стремиться к действию, которая символизируется 4-й чертой ян (хозяин верхней триграммы Гром, начало действия). Действие - это тот друг, который придет к тебе на помощь на 4-й позиции. Если начнешь действовать вовремя, то хулы (т.е. беды) не будет.

II. Девятка вторая.
На охоте добудешь трех лисиц.
Обретешь желтую стрелу.
– Стойкость – к счастью.

Лисица путает и обманывает. Поймать трех лисиц - значит, раскрыть обман и найти ключ к избавлению от угрозы, которая исходит от противника. Это важный шаг в подготовке освобождению. Желтая стрела - это символ власти и оружия, которым нивелируется угроза. Удачная охота - залог будущей победы.

III. Шестерка третья.
Носильщик – а едет <на другом>.
<Сам> привлечешь приход разбойников.
– Стойкость – к сожалению.

Носильщик не может ехать на другом, ведь он - носильщик, т.е. слуга. Зазнавшийся слуга быстро попадет в руки к разбойникам Другими словами, обрел “желтую стрелу” и хочешь уже уйти, освободиться, но оказываешься пока связан [обстоятельствами]. Опасность не миновала, путы еще не сброшены. Нельзя выставлять напоказ врагу то, что обрел. Иначе можно все потерять.

IV. Девятка четвертая.
Разреши <путы на> твоих больших пальцах ног.
– Друг придет, и в нем <будет> правда.

Время опасности миновало - наступает время действия (приходит друг). Путы спадают. Ноги высвобождаются, чтобы выступать. Первый шаг к освобождению - это всегда риск, но он оправдан (другу можно доверять).

V. Шестерка пятая.
Благородный человек – лишь <для него> есть разрешение.
– Счастье.
<Он> обладает правдивостью по отношению к ничтожным людям.

Разрядка ситуации. Стратег высвобождается и уходит. Но только он - «маленькие» люди остаются в плену. И это оправдано. Так стратег избавляется от обстоятельств, которые его связывали.

VI. Наверху шестерка.
Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене.
– <Когда он> добудет его, не будет <ничего> неблагоприятного.

Лисица на 2-й позиции - это хитрое существо, которое вредило скрытым образом, изнутри. Ястреб - это хищная птица, которая наносит удар извне. Но что можно сделать извне тому, кто справился с угрозой изнутри (“поймал трех лисиц”) и кто обрел силу (“желтую стрелу”) против нее.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 39 Препятствие

18 ноября 2018 г.


<№39> Цзянь. ([Препятствие.]
Благоприятен юго-запад, не благоприятен северо-восток. Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость – к счастью.)

Гора напротив Воды. Или: Гора под Водой. Гора символизирует остановку, неподвижность, препятствие. Вода символизирует опасность, бездну, ловушку, риск. Таким образом, впереди - ловушка, опасность, позади - препятствие. Горы и без того труднопроходимое место, а когда дорогу преграждает бездна, то горы - непреодолимы. Гора своей вершиной устремлена вверх. Вода устремляется вниз. Вместе получается горный поток - образ непроходимости, затруднения, препятствия. Когда на пути встречаешь горный поток - его не перейти в одиночку. Попробуешь перейти - споткнешься.

В круговой схеме триграмм по Вэнь-Вану юго-запад - это триграмма Земля, северо-восток - триграмма Гора. Земля - это ровное место, где безопасно и можно обрести друзей, помощь. Гора - символ препятствия, затруднения. Таким образом, благоприятно находиться на юго-западе, т.е. на ровной земле, в безопасном месте, и неблагоприятно на северо-западе, в горах, тем, где споткнешься о препятствие.

Младший сын против среднего сына. Младший сын склонен к уединению, углубленному созерцанию и неподвижности, его помыслы и желания устремлены вверх, в небо, подальше от земли. Средний сын, наоборот, склонен к скрытности, хитрости и обману. Его мысли и желания скорее устремлены вниз, к земле, где среди опасностей протекает его жизнь. У братьев слишком разные характеры. Что может противопоставить своему брату младший сын? Он никогда не превзойдет его в ловкости и хитрости, поэтому противостоять ему он может только отстраненностью и углубленностью в себя, невовлеченностью в опасности. Только так он может со временем преодолеть возникшее перед ним затруднение.

Военно-стратегическая трактовка. Стратегу противостоит противник, который своими действиями, занимаемой позицией создает серьезную угрозу, вследствие чего стратег не может продвинуться вперед. Это стратегия сдерживания, перед которой стратег бессилен: двигаешься вперёд, и угодишь в ловушку. Это все равно что сунуть голову в пасть тигра. Чем дальше вперёд - тем уже петля на шее. Но и отступить стратег также не может. Не только потому, что это означает капитуляцию, но и потому, что отступать собственно некуда. Сложная ситуация: и вперёд нельзя, и назад. Суть стратегии заключается в том, чтобы не лезть на рожон, но остаться на исходной позиции до тех пор, пока не будет найдена возможность с чьей-либо помощью (например, с помощью союзников) преодолеть то, что невозможно сделать в одиночку.

Скрытые триграммы: внизу - Вода, наверху - Огонь. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 64 Ещё не конец (Незавершённость). Ей соответствует стратегия завершения того, что уходит, и вместе с тем открытие новых перспектив и горизонтов развития. Преодоление великого препятствия всегда открывает новые перспективы.

Последовательность действий стратега:

1. Гора (остановка, неподвижность, препятствие): остановка движения ввиду непреодолимого препятствия
2. Вода (опасность, ловушка, капкан, бездна): пытаешься двинуться вперёд - возникает страх бездны, вынужден скрываться от опасностей, глупо рисковать
3. Огонь (привязанность, связь, взаимодействие, слава): установление связи с теми, кто может помочь [;друзья протягивают руку помощи]
4. Вода (опасность, ловушка, капкан, бездна): преодоление препятствия путем совместных усилий с союзникам

I. В начале шестерка.

Уйдешь – <будут> препятствия. Придешь – <будет> хвала.

Выступить (уйти, двинуться вперед) - значит споткнуться о препятствие. Поэтому лучше, похвальне вернуться (придти). Выдвижение, продвижение вперед означает приближение к опасности. Возвращение означает остановку, пребывание. Похвала тому, кто вовремя сможет рассмотреть опасность и остановиться. Это та самая ситуация, когда продвижение вперед приводит только к затягиванию узла. Шагнуть вперёд значит сунуть голову в пасть тигра. Необходимость ждать.

II. Шестерка вторая.
Царскому слуге – препятствие за препятствием.
<Это> не из-за него самого.

Царский слуга символизирует стратега, который пытается преодолеть препятствие, старательно ищет выход из положения, но не преуспевает в этом. Одно препятствие следует за другим. Но если стратег и не преодолевает преграду, то лишь по объективным причинам. Сам же он обязан проявить максимум стараний, сделать все, что в его силах, чтобы постараться найти выход из ситуации (если только он есть).

III. Девятка третья.
Уйдешь – <будут> препятствия. Придешь – вернешься <на правый путь>.

Третья позиция - это кризис. Ожидание, кажется, не приносит плодов. Что если выдвинуться? Но такое приближение к опасности лишь снова ставит стратега в опасную ситуацию и вызывает страх у его людей. Это было бы похоже на жест отчаяния. Единственно верное решение - остаться на месте, несмотря на искушение двинуться вперёд. В этом вопросе надо проявить твердость и не высовываться. Это и значит следовать по верному пути.

IV. Шестерка четвертая.
Уйдешь – <будут> препятствия. Придешь – <будет> связь <с близкими
людьми>.

Пребывание на месте и терпеливое ожидание даёт наконец свои плоды - у стратега появляются друзья (союзники). Они протягивают руку  помощи. Не стоит спешить действовать. Сперва друзья, заключение союза с ними - потом только поход. Ведь друзья и есть тот выход из ситуации, который стратег так старательно искал на второй позиции.

V. Девятка пятая.
Великие препятствия. Друзья придут.

Наступает решающий момент для действия. Пятая позиция - это самый центр опасности, бездна (середина триграммы Вода), поэтому «препятствие за препятствием», как сказано на второй позиции, т.е. великие препятствия. Но на этот раз стратег не один - он опирается на помощь друзей. С ними вместе он преодолевает великую опасность.

VI. Наверху шестерка.
Уйдешь – <будут> препятствия. Придешь – <будешь> велик.
– Счастье.
Благоприятно свидание с великим человеком.

Великие препятствия в основном преодолены, и ситуация опасности уже на исходе, но все же опасность ещё есть. И если снова в одиночку броситься бороться с нею, значит стратег ничему так и не научился. Возвращение же позволяет встретиться с «великим человеком», т.е. с тем союзником, который протянул руку помощи в трудный момент времени. В этой встрече - конец всем опасностям. Новый союз - новые перспективы.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 38 Разлад

14 ноября 2018 г.

<№38> Куй. ([Разлад.] В незначительных делах – счастье.)

Озеро под Огнем. Озеро символизирует изобилие плодов, праздник, радость, общительность, беззаботность. Огонь символизирует горение, ясность, просвещенность, свет, сияние, привязанность. Вода течет вниз - огонь устремлен вверх. Устремления этих двух сущностей противоположны. Вместе это образ разлада. В отличие от образа знака 49 Смена, где вода гасит огонь (вследствие чего преобразуются обе сущности - появляется пар), в данном случае огонь и вода не мешают друг другу, потому что не взаимодействуют. Первый горит, и вторая течет, не соприкасаясь. И это образ того, как нужно преодолевать разлад.

Младшая сестра под средней сестрой. Две женщины обитают вместе, можно сказать, под одной крышей, но цели их и желания - различны. При этом ни одна из них не может взять верх (лишь мать либо старшая сестра могли бы призвать младших сестер к порядку). Отсюда разлад. Средняя сестра увлечена славой и тем влиянием, которая дает ей слава. Ей нравится привязывать и повелевать. Она привлекает к себе внимание и стремится вверх. Младшая сестра не жаждет славы - вместо этого она стремится к более простым и понятным, земным радостям жизни. Ей по нраву атмосфера праздника, она настроена на общение и веселье. В этом смысле она устремлена вниз. Обе женщины не могут друг друга понять, и потому самое лучшее - не спорить по пустякам, не тратить драгоценных сил, но позволить каждому быть тем, кем он хочет.

Военно-стратегическая трактовка. В данном случае противник не столько противник, сколько партнер, или союзник. Однако это союзник, с которым существуют значительные разногласия. Если настаивать на разногласиях, то тогда и союзу конец: тот кто был твоим союзником - станет врагом. В данном случае худой мир лучше доброй ссоры. Стратегия в том, чтобы дать событиям идти своим чередом, и не пытаться исправить союзника, не навязывать ему свою волю. Не надо даже и пытаться с ним взаимодействовать. Достаточно и того, что стратег и его партнёр мирно сосуществуют и не трогают друг друга. Тогда есть надежда, что действуя мало помалу, можно будет постепенно исправить ситуацию.

[Данная гексаграмма упоминается в толкований к стратагеме 23 «Дружить с дальним и воевать с ближним». Краткая формулировка стратагемы: «Когда мы стеснены в позиции и скованы в действиях, нужно извлекать выгоду из слабостей противника вблизи и избегать ведения войны против противника вдали». С точки зрения военной стратегии, это ситуация, в которой много противоборствующих сторон. Как правило, с удаленным противником воевать сложно, и потому вероятность столкновени мала. А вот с близким противником вероятность войны куда выше. Поэтому лучше заключить мир с тем, с кем мы практически не соприкасаемся, и сосредоточить усилия на подготовке к войне с теми, кто стоит у наших границ.]

Скрытые триграммы: внизу - Огонь, наверху - Вода. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 63 Уже конец (Завершенность). Знак 63 Уже конец описывается ситуацию, когда уже исполнилось, все свершилось и более желать нечего. Это очень уравновешенный знак. Однако надо быть очень осторожным, чтобы не нарушить это достигнутое равновесие. Именно об этом следует помнить, следуя стратегии невовлеченности в разногласия, которая характеризует ситуацию разлада.

Последовательность действий стратега:


  1. Озеро (радость, общительность, веселье, безалаберность): проявление легкого отношения к разногласиям, заземление ситуации, умение отпустить

  2. Огонь (свет, сияние, слава, привязанность): решительное прекращение споров и разговоров, препираний и разногласий ради сохранения союза

  3. Вода (ловушка, опасность, скрытность): выдерживание паузы, ожидание партнера

  4. Огонь (свет, слава, сияние, привязанность): возвращение партнера, восстановление союза и связей

I. В начале девятка. Раскаяние исчезнет. <Когда> утратишь коня, не гонись за ним: <он и> сам вернется. Увидишь злого человека –
хулы не будет.

Конь, который сорвался с привязи и убежал - это образ партнера, с которым возникли разногласия. Все что нужно сейчас - это оставить партнера и не гнаться за ним. Тот и сам со временем вернётся. Пусть он ведет себя по-злому, если оставить его - беды не будет. [Стратагема 16. Если хочешь оймать, сначала отпусти.]

II. Девятка вторая. Встретишься с господином в закоулке – хулы не будет.

Закоулок - это, в отличие от большой и прямой дороги, кривой и петляющий путь. Господин - это пятая «царская» черта, которая является мягкой (инь). То есть правильный путь в данной ситуации разлада - кривой и извилистый. Нужно уметь быть мягким, гибким, лавировать, петлять, чтобы сохранять равновесие и не вовлекаться в разногласия. Все это ради преодоления ситуации разлада, каким бы глубоким он ни был. На этом пути встретишь господина, т.е. обретешь разум и здравый смысл, управляющий ситуацией. Тогда беды не будет.

III. Шестерка третья. Увидишь, что воз оттягивают вспять, и его вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не <в твоей> власти начало, <но в твоей> власти конец.

Третья позиция - это ситуация кризиса, ситуация усиления разногласий (триграмма Озеро и в особенности третья ее черта символизируют рот, т.е. слишком много слов, разговоров). Хорошо это место комментирует Шуцкий. На этой позиции стратега обращает слишком большое внимание на окружение, которые находится в состоянии разлада (вторая черта ян конкурирует с четвертой чертой чертой ян, посередине между ними слабая черта инь). Препирания, споры, раздор тянут воз назад и задерживают вола. Все это грозит казнями и наказаниями (как у человека, у которого заклеймен лоб и обрезан нос), т.е. бедами. Хотя сам стратег и не виноват в разногласиях своего окружения, самое мудрое, что он может сделать - решительно положить спорам конец. Только так можно надеяться сохранить союз.

IV. Девятка четвертая. Разлад и одиночество. <Если> встретишь великого мужа <и если> связь <с ним будет> правдива, <то – хотя это и> опасное <положение>, хулы не будет.

После раздоров и препираний, даже если их прекратить, в отношениях наступает холодность и отчужденность, которая напоминает одиночество. И поделать с этим ничего нельзя, так как стратегия в том, чтобы предоставить течение событий самому себе. Такое одиночество тягостно, но необходимо на время скрыть свое желание восстановления союза. Остается надеяться лишь на то, что здравый смысл возобладает и что искренность стратега в отношениях с партнером будет оценене по достоинству. И это выведет его из опасного положения.

V. Шестерка пятая. Раскаяние исчезнет. Этот <твой> сообщник прокусит кожу. <Если> выступишь – какая же может быть хула?

Пятая черта - это по сути преодоление ситуации разлада. Сожаление о прошлых перипетиях исчезнет. Сообщник прокусит кожу, т.е. партнер, союзник наконец проявит сам желание улучшить отношения, несмотря на имеющиеся разногласия. В такой ситуации стратегу стоит выступить ему навстречу, сразу же протянув руку дружбы. Что может быть в этом плохого?

VI. Наверху девятка. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью, <увидишь, что> бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук <против этого, а> потом отложишь его в сторону.
<Если бы> не разбойник, <был бы> брак. <Если>, выступая, встретишь дождь, то <будет> счастье.

Раздоры, ссоры и препирания здесь, когда выход из ситуации уже был найден на пятой позиции, выглядят особенно безобразно (образы грязной свиньи,
бесов). Что толку препираться? Здесь могло бы быть полное воссоединение сторон (“брак”), пишет Шуцкий, но разлад (“разбойник”) все еще продолжает действовать. Лучше отложить лук и не вступать в поединок, т.е. не ввязываться в споры. Напряженность разрядится вскоре сама собой, подобно тому, как из грозовой тучи проливается дождь.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 37 Домашние

13 ноября 2018 г.

<№37> Цзя жэнь. ([Домашние.] Благоприятна женщине стойкость.)

Огонь под Ветром. Огонь символизирует ясность, свет, сияние, просвещение, привязанность. Ветер символизирует движение, проникновение, охват, размах, суету, беспокойство. Внутри дома - очаг, тепло, свет, привязанность близких. Вовне дома - завывания ветра, буря, суета и беспокойство, тревоги множества дел. Однако ветер не может задуть огонь внутри дома, так рождается ощущение домашнего уюта. Огонь под Ветром - это образ семьи, надежной крепости, домашнего очага.

Средняя сестра против старшей сестры. Женщина в окружении двух мужчин помогает женщине, которая сама вынуждена наступать на двух мужчин. Старшая сестра только потому и справляется со своими делами, что ее поддерживает средняя сестра. Старшей сестре в ее хлопотах и суете нужны душевная теплота и привязанность близких. Домашний очаг - это место, где можно отдохнуть душевно и телесно, набраться сил. Это то, благодаря чему вновь можно выступать против неупорядоченности внешнего мира.

Военно-стратегическая трактовка. Стратег завоевывает себе пространство, объединяя своих сторонников и создавая из них дружину (семью). Враги только тогда сильны и страшны, когда все порознь. Следовательно, источник силы - в единстве и сплоченности. Для каждого члена дружины единство - это путь наверх, к успеху и процветанию. Добиться его они могут только вместе, не по одиночке. Если вначале дует холодный, враждебный ветер, который мыслит разъединить, то под действием огня воздух нагревается и устремляется вверх. Как правило, движение теплого воздуха наверху противоположно движению холодного воздуха внизу. Так и сплоченность дружины позволяет изменить ситуацию и подчинить себе тех, кто изначально враждовал и препятствовал.

[Тесные и сплоченные семейные связи всегда служили опорой в борьбе за власть. Достаточно вспомнить историю средневековой, да и современной Италии, а также историю итальянской диаспоры в Америке. Также следует помнить о сильных династических традициях как Европе, так и в Азии. Иные династии удерживали власть в государстве столетиями.]

Скрытые триграммы: внизу Вода - наверху Огонь. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 64 Еще не конец (Незавершенность). Суть стратегии 64 Еще не конец - в умении завершать старое и открывать себе перспективы нового. Поскольку знак 37 Домашние следует после знака 36 Поражение света, то лучше становится понятен смысл данной ситуации: восстановление сил в кругу домашних после поражения света с тем, чтобы открыть новые перспективы.

Последовательность действий стратега:


  1. Огонь (теплота, ясность, свет, привязанность): собирание дружины, братание, сплачивание, связывание

  2. Вода (опасность, риск, ловушка, скрытность, хитрость): наведение порядка, строгость и дисциплина

  3. Огонь (свет, сияние, слава, просвещение): дни побед, благоденствия, и вместе с тем - славы

  4. Ветер (суета, беспокойство, охват, множество дел): распространение и проникновение, широкий охват в делах

I. В начале девятка.
Замкнись и заведи <свой> дом.
– Раскаяние исчезнет.

Быть в семье - вовсе не значит полностью замкнуться на себе и своих родных. Но в то же время семья - это особый мир, самодостаточный и полноценный, и потому в каком-то смысле создать семью, создать дом означает замкнуться друг на друга. [Стратег очерчивает круг единомышленников и замыкает их друг на друга и на себя. Сейчас это лучший способ сдержать врага. Если стоять локтем к локтю, войско будет непобедимо. Стратегия создания дружины.]

II. Шестерка вторая.
<Ей> не за кем следовать, <а дело ее> в том, чтобы сосредоточиться на продовольствии.
– Стойкость – к счастью.

Дело хозяйки - поддержание домашнего очага и приготовление обеда, создание дома тепла и уюта. Пусть за окном ветер и холод - все внешние дела надо оставить мужчинам. Женщине не надо за кем-либо следовать и незачем выступать. Ей надо хранить стойкость женщины. [Прежде чем предпринимать походы и вылазки, стратегу для начала следует позаботиться о своей дружине.]

III. Девятка третья.
<Когда среди> домашних суровые окрики, <будет> раскаяние в опасной строгости, <но будет и> счастье.
<Когда же> жена и дети болтают и хохочут, – в конце концов, <будет> сожаление.

Семья - это не только уют. Это еще распределение обязанностей и дисциплина. Плох тот муж, кто этого не понимает. Лучше быть своевременно строгим, чем распустить домашних. Если где-то и перегнешь палку, все же эта строгость будет ко благу домашним. [Стратег сперва заботится о дружине, а потом наводит в ней дисциплину и строгость. Править надо твердой рукой.]

IV. Шестерка четвертая.
Обогащение дома.
– Великое счастье.

Скрытое выходит наружу. Внутреннее богатство семьи, накопленное ранее, проявляет себя и внешне. Речь совсем не обязательно о материальном достатке. Небогатая, но дружная семья - все равно богата. У семейного благополучия много граней. [Сильная дружина - порядок при княжеском дворе, и вместе с тем - порядок в стране. А вместе с порядком приходят и времена благоденствия.]

V. Девятка пятая.
Царь приближается к обладателю семьи. Не принимай <этого> близко к сердцу.
– Счастье.

К обладателю семьи приближается царь, что говорит как о милости, так и о возвышении. Сильная семья - крепкая опора для всякого государства. Слова «не принимай этого близко к сердцу» обращены к жене, которая боится, что внешние дела отвлекут мужа от семьи. Но это напрасные опасения. Вместе с мужем возвышается и вся семья. [Успехи стратега, создавшего столь крепкую дружину, заметит и царь / князь. Покинет ли стратег после этого свою дружину? Нет. Ведь без нее и его успехи ничтожны.]

VI. Наверху девятка.
В обладании правдой – сила!
– В конце концов – счастье.

На пределе ситуация теплота и ясность огня, домашнего очага, соединявшие семью, практически угасают. И все же даже после этого кое-что остается: доброе имя, память о прошлом, семейное наследие. Они будут вдохновлять и потомков. Только та семья останется крепкой и долговечной, в которой понимают: сила и мощь заключены в правде, т.е. во внутренней правдивости, честности, чистоте. [История становится легендой. Семья - династией. Дружина - аристократией.]



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 36 Поражение света

10 ноября 2018 г.

<№36> Мин и. ([Поражение света.]
Благоприятна в трудности стойкость.)

Огонь против Земли, Огонь под Землей. Огонь символизирует солнце, славу, сияние, просвещение, привязанность. Земля символизирует тьму, непросвещенность, покорность, смирение. Это образ, в котором солнце оказывается под землёй, образ заката, в котором тьма поглощает свет, т.е. поражение света. Шуцкий добавляет также, что пара иероглифов 明夷 может быть переведена и как просвещение варваров (明 с китайского - это свет, 夷 - это варвары, получается: свет среди варваров, или свет среди тьмы).

Средняя дочь противостоит матери. Женщина, окружённая двумя мужчинами - против трёх женщин. Она должна оставить свое мужское окружение и связанную с этим славу и слиться со множеством других женщин, стать серой и неприметной, стать одной из них.

Военно-стратегическая трактовка. Это ситуация, когда стратег вынужден противостоять со своими прославленными, но немногочисленными легионами - целой орде наступающих отовсюду варваров. Противостоять им открыто невозможно, выступать против них - значит, погибнуть. Остаётся только одно: сдаться или проиграть сражение, чтобы потом раствориться между ними, победив их не столько внешне, сколько внутренне.

Скрытые триграммы: внизу - Вода, наверху - Гром. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 40 Разрешение, которая символизирует ситуацию освобождения, высвобождения, стратегию разрешения напряжённости.

Последовательность действий стратега:

1. Огонь (свет, просвещение, ясность, сияние, слава): попытка противопоставить свою славу силе наступающего противника
2. Вода (опасность, риск, ловушка, хитрость): стратег попадает в опасную ситуацию, которая исключает возможность сохранить прежнее положение вещей
3. Гром (толчок, движение, импульс, движение): решительное действие, движение, покидание своей позиции
4. Земля (смирение, покорность, тьма, безвестность): сокрытие в состоянии безвестности от противника

Такая последовательность действий походит на хитрость, когда начинают действовать против противника сначала открыто, но втайне готовят какой-то маневр, который позволит в нужный момент исчезнуть, скрыться, став незаметным для противника.

I. В начале девятка.
Поражение света: у него в полете опускаются крылья.
Благородный человек в пути по три дня не ест, <но ему> есть, куда
выступить, <и его> господин будет говорить <о нем>.

Появляются первые признаки надвигающейся беды. У того, кто находится на вершине успеха и славы - в полете опускаются крылья. Три дня не есть - значит, приостановить активность. Есть куда выступить - быть готовым к переменам, потому что опасность близка и тьма приближается. [Первые, пока ещё отдаленные вести о приближающемся войске варваров.]

II. Шестерка вторая.
Поражение света: <он> поражен в левое бедро.
Нужна поддержка, мощная, <как> конь.
– Счастье.

Поражение в левое бедро - это ещё не очень глубокое поражение, но все же оно уже явно нанесено. Лошадь, символ силы и мощи, помогает бойцу покинуть поле боя. Это позволяет избежать дальнейших неприятностей и спасти положение на данный момент. Но в целом положение начинает становиться опасным. [Первое поражение от войска варваров, хотя и незначительное. Быстрое отступление позволяет на время спасти положение.]

III. Девятка третья.
Свет поражен на южной охоте.
<Но будет> обретена его большая голова.
Нельзя болеть о стойкости.

Юг - это место, где солнце начинает клониться к закату. Южная охота - это выступление, выдвижение, которое является началом конца, т.е. поражением ясности. Охота направлена на крупную добычу (большую голову). Но это только для того, чтобы отвлечь внимание. В этом последнем сражении на пределе ясности нельзя спешить, надо действовать осторожно, грамотно и обдуманно.

Фразу 不可疾貞 Шуцкий перевел как «нельзя болеть о стойкости». Но третий иероглиф 疾 имеет как значение болезни, так и значение быстроты, скорости. То есть можно перевести так: «нельзя быть быстрым в стойкости», т.е. нельзя спешить, действовать слишком быстро.

[Войска варваров подошли вплотную. Нельзя спешить - надо быть внимательным и очень осторожным. Победить варваров невозможно, но все можно дать и бой, направив удар против главных сил или вождя.]

IV. Шестерка четвертая.
Вонзится в левую <часть> живота.
Сохранишь чувство поражения света, когда выйдешь из ворот и
двора.

Левая часть - это символ Инь, как и правая - символ Ян. Инь - это сокрытие, уход, обман. Вонзится в левую часть живота - значит, изобразить гибель или поражение (живот - это также сердце, т.е. символ жизни, левая часть - указание на обман). Самое время действовать: сохраняя чувство поражения света, покинуть свое место, свою позицию и скрыться в темноте, раствориться в ней.

V. Шестерка пятая.
Поражение света Цзи-цзы.
– Благоприятна стойкость.

Цзи-Цзы - это легендарная личность, живший, если верить традиции, в XI веке до н.э. Он прославился тем, что оставил императорский двор (из-за того, что император стал узурпатором) и поселился в Корее, среди людей более низкой культуры. Однако впоследствии он был прославлен за свою мудрость и вознесен на высоту. Поражение света Цзи-Цзы - это самая глубокая точка погружения во тьму и поражения света. Требуется смирение и мудрость, как у Цзи-Цзы. [Стратегия в том, чтобы залечь на дно и надолго, скрыться. Требуется большое терпение и смирение.]

VI. Наверху шестерка.
Не просветишься, <а> померкнешь.
Сначала поднимешься на небо, <а> потом погрузишься в землю.

Ситуация достигает предела и это самый мрачный, самый темной момент времени. Как говорится, самый темный час - перед рассветом. Тот, кто является твоим противником, достигает пика своего могущества, но именно это и предвещает его скорое падение. [На пределе ситуации не хватает уже внутренних моральных сил, чтобы скрываться далее. Но именно этот момент и надо перетерпеть, потому что ситуация скоро сама переменится.]



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 35 Восход

8 ноября 2018 г.

<№35> Цзинь. ([Восход.]
Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать <подданных>).

Триграмма Земля против триграммы Огонь. Земля символизирует кротость, спокойствие, покорность, исполнительность и в то же время плодородие и связанную с этим мощь, силу инь. Огонь символизирует горение, сияние, свет, солнце, славу и вместе с тем привязанность, или связанность обстоятельствами. Вместе они образуют солнце над землёй, или - восход.

Мать предстоит средней дочери. Три женщины против одной, окружённой двумя мужчинами или, что то же, удерживающей двух мужчин. Восхождение - это движение от полной безвестности, смирения и покорности к славе и известности. Женщина среди других женщин, таких же как она сама, ничем не примечательна. Женщина в окружении мужчин - уже совсем другое дело.

Военно-стратегическая трактовка. Стратег изначально безвестен, скрывается, не имеет ни славы, ни поддержки снизу. Его противник выступает против него как будто бы с мощной армией, однако слава о непобедимости его преувеличена: вовне он силен, внутри - слаб. Задача стратега в том, чтобы завоевать в своем войске, среди простых солдат доверие и, опираясь на поддержку снизу, выдвинуться против прославленного противника. Далее он должен оправдать доверие армии: преодолеть препятствия, суметь пойти на риск и приобрести славу для себя. Оказавшись же на вершине славы ему необходимо преодолеть искушения алчностью и суметь проявить великодушие как к врагам, так и к друзьям.

Скрытые гексаграммы: внизу - Гора, наверху - Вода. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 39 Препятствие, которая символизирует ситуацию преодоления препятствия.

Последовательность действий стратега:

1. Земля (покорность, смирение, спокойствие, безвестность): накопление, собирание сил в безвестности (в “земле”, среди простонародья)

2. Гора (остановка, неподвижность, стойкость): на пути продвижения возникает препятствие, затруднение, остановка, которая становится вызовом для стратега, набирающего силу и одновременно способом завоевать себе доверие

3. Вода (опасность, ловушка, хитрость): рискованное предприятие, стратег решается провести войско по опасному пути, и сам подвергается опасностям восхождения по карьерной лестнице

3. Огонь (слава, сияние, известность): стратег ведёт за собой войско и побеждает, получает известность и славу, проявляя при этом великодушие и сохраняя доверие войска

I. В начале шестерка.
В выдвижении и в отступлении! <Если пребудешь в> стойкости, <будет> счастье.
Не будет правды. <Но если отнесешься к этому> невозмутимо, <то> хулы
не будет.

Выдвижение стратега ещё только начинается. Он ещё не очень решителен, поэтому наступает и отступает. Однако несмотря на временные отступления, ему необходима стойкость. «Правда» - это то же, что и доверие. Стратег пока не заслужил доверия со стороны войска, но этим не следует смущаться, а относиться к этому невозмутимо.

II. Шестерка вторая.
В выдвижении и в подавленности!
– <Если пребудешь> стойким – <будет> счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего вождя.

Шуцкий перевел иероглиф 愁 как подавленность, но он также имеет значение тревоги, беспокойства, озабоченности. Выдвижение на начальных этапах всегда связано с тревогами и беспокойством. В этих треволнениях конечно же требуется стойкость. «Матерь вождя» - это образ вождей, начальников, офицеров, которые сейчас ощущают свою слабость в управлении солдатами перед лицом сильного противника и потому рады поддержать того, кто выдвигается снизу.

III. Шестерка третья.
Доверие многих.
– Раскаяние исчезнет.

Доверие многих - это доверие войска. Оно является необходимым условием дальнейшего продвижения. Если до того приходилось терпеть и недоверие к себе, и переживать тревоги, то теперь сожаление об этом исчезает. Однако доверие многих - это и большая ответственность. Теперь надо суметь вывести свое войско из сложного положения перед лицом приближающегося противника.

IV. Девятка четвертая.
<Если> выдвинешься, как хомяк, <то> стойкость <будет> опасна.

Пару иероглифов 鼫鼠 Шуцкий перевел как хомяк, но их также можно перевести и как большая крыса. Крыса в Китае - образ алчности, образ того, кто занял слишком высокое положение и боится людей. Книга перемен предупреждает от такого поведения, даже если есть завистники и приходится бороться за власть. Надо уметь оставаться великодушным. Нельзя предаваться алчности - надо опираться на поддержку снизу, на доверие людей. Иначе стойкость продвижения приведет к ужасным последствиям. На этой ступени начинается прямое столкновение с противником. Пойти на риск и преодолеть препятствие может только тот стратег, которому доверяет войско и кто смотрит на вещи широко. Об этом нельзя забывать, иначе штабные дрязги приведут к военной ошибке.

V. Шестерка пятая.
Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни потерю, ни обретение.
– Выступление – к счастью, ничего неблагоприятного.

Если на предыдущей ступени и были дрязги, были завистники, то теперь сожаление об этом исчезает, ибо наступление протекает удачным, счастливым образом. Великодушие - вот главное качество стратега. Он спокойно относится и к потерям, и к обретениям, не привязывается к ним сердцем. Это касается как личного, так и положения войска в целом. Таким и должен быть великий военачальник.

VI. Наверху девятка.
Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать <свой> город.
– <Положение> опасно, <но оно> – к счастью: хулы не будет.
Стойкость – к сожалению.

Рога направлены вверх, и потому здесь восхождение продолжается, но только внешне, потому что внутри оно исчерпало себя. Поэтому особенное внимание надо уделять наведению порядка внутри себя (покорению своего города, т.е. своего сердца, а не дальних стран). Надо бороться внутри себя с остатками алчности и корысти на пути восхождения, которое всегда сопряжено с опасностями. Если побороть в себе алчность (большую крысу), то даже опасности обернутся счастьем. Проявлять же избыточную стойкость в восхождении - только к сожалению.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 34 Великая мощь

6 ноября 2018 г.

<№34> Да чжуан. ([Мощь великого (Великая мощь). Благоприятна стойкость.])

Небо против Грома. Небо символизирует напряжённость, мощь, силу, давление, тревогу. Гром символизирует импульс, толчок, подвижность, раздражительность. Вместе они образуют Великую мощь, или Мощь великого.

Отец предстоит старшему сыну и хочет, чтобы тот себя должным образом проявил. Но желания отца всегда больше возможностей сына, поэтому в этой ситуации отцу сложнее всего умерить свои желания и дать проявиться в полной мере качествам сына. Какова бы ни была мощь и сила отца, ее надо сдержать, чтобы не подавить ею сына, но поддержать его и помочь ему. В гексаграммах 5 Необходимость ждать и 26 Воспитание великим отец также предстоит своим сыновьям - среднему и младшему. И во всех этих ситуациях обыгрывается тема накапливания и сдерживания мощи.

Военно-стратегическая трактовка. Войско стратега по своей мощи превосходит войско противника. При этом противник, зная, что он слабее - пытается атаковать. Возможно, он делает сознательно, пытаясь создать видимость силы там, где ее нет. Задача стратега в том, чтобы не поддаться желанию проявить всю свою мощь раньше времени, но победить противника, приложив по возможности к этому минимальное количество усилий. Мощь эффективна, если применять ее к месту и ко времени. Поэтому основная задача стратега в данной ситуации - в сдерживании своего войска и тех своих офицеров, которые склонны к «бодливости», т.е. упрямы и хотят атаковать в лоб, невзирая на трудности лобовой атаки и того, каким количеством жертв такая атака обычно оплачивается.

Скрытые триграммы: внизу Небо - наверху Озеро. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 43 Выход, которая символизирует прорыв, решительное наступление, отчаянное нападение.

Последовательность действий стратега:


  1. Небо (напряжение, творчество, сила): осознание своей силы, накопление мощи, сосредоточение армии

  2. Небо (напряжение, творчество, сила): сближение с противником, создание напряжения, давление на противника своей мощью и силой

  3. Озеро (общительность, радость, проводимость, коммуникация): коммуникация, сближение, поиск слабого места в обороне противника, места для нанесения удара

  4. Гром (импульс, толчок, подвижность, раздражение): толчок, удар, атака

I. В начале девятка.
Мощь в пальцах ног.
– Поход – к несчастью, обладай правдой.

Мощь в пальцах ног - это мощь, которая ещё только начинает возрастать, или только начинает ощущаться. Однако даже если ощущаешь мощь в ногах, не стоит ею бравировать. Внутренняя правда, праведность - важнее силы.

II. Девятка вторая.
Стойкость – к счастью.

Сознаешь свою мощь, силу, но не применяешь ее. Это состояние внутреннего равновесия и силы, его следует сохранять.

III. Девятка третья.
Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку придется погибнуть.
– Стойкость – опасна.
<Когда> козел бодает изгородь, <в ней> застревают его рога.

Мощь возросла. Враг близко, но прямого соприкосновения с врагом ещё нет. Глупый стратег двинет все войско на врага и завязнет в обороне противника. Мудрый стратег скроет свою мощь, чтобы обмануть врага. (Непонятен перевод: «благородному человеку придется погибнуть». В выражении 君子用罔 последний иероглиф 罔 переводится как скрыть правду, обмануть и т.п. То есть более логичен такой перевод: благородному человеку придется скрыть правду / скрыться).

IV. Девятка четвертая.
<2> Изгородь пробита, <в ней> не застрянешь. Мощь – в осях большой колесницы.
<1> – Стойкость – к счастью, раскаяние исчезнет.

Изгородь - это граница, стена, линия обороны. Если на предыдущей ступени «козел» бодает изгородь и в ней застревают его рога, здесь изгородь пробита. Та мощь, которая накапливалась и сдерживалась внутри, наконец проявила себя снаружи. Стратег прорывает оборону противника и устремляется вперёд. Мощь в осях большой колесницы - образ его силы и размаха деятельности. Если было раскаяние от того, что мощь приходится сдерживать - здесь оно исчезает.

V. Шестерка пятая.
Утратишь козла <даже> в легких <обстоятельствах>.
– Раскаяния не будет.

Козел - это символ силы и одновременно упрямства, которое выражается в склонности козла к бодливости. Бодливость же происходит от недостатка ума. Однако сдерживать здесь силу и мощь нет необходимости, поскольку накапливаемая мощь только что преодолела преграду и теперь вырвалась на свободу. Это даёт ощущение лёгкости для стратега. Его армия все сделает сама. Раскаяния не будет.

VI. Наверху шестерка.
Козел бодает изгородь – не может отступить, не может продвинуться.
– Ничего благоприятного.
<Но если будет> трудно, то <будет и> счастье.

Ситуация достигла предела своего развития, и козел вновь бодает изгородь. Но его мощь уже не та, что раньше. В силу упрямства он не может отступить, но и продвинуться тоже не может. Это трудное положение, однако оно позволяет наконец справиться с упрямством своего войска, которое начинает сознавать не только свою мощь, но и свою немощь. Трудности такого рода - к счастью.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 33 Бегство

2 ноября 2018 г.

<№33> Дунь. ([Бегство. Свершение.] Малому – благоприятна стойкость.)

Гора против Неба. Гора символизирует стойкость, неподвижность, остановку, препятствие. Небо символизирует творчество, напряжение, давление, тревогу. Таким образом, получается стойкая неподвижность перед лицом творческого напряжения и давления извне. Однако такая неподвижность есть тоже своеобразное бегство, уход в себя.

Младший сын предстоит отцу, который устраивает ему что-то вроде экзамена, проверки. В комментариях к гексаграмме 25 Беспорочность я сравнивал поведение трёх братьев (старшего, среднего и младшего) в ситуации предстояния отцу: старший идёт вперёд и стремится выдержать экзамен (25 Беспорочность), средний - препирается, вступает в тяжбу (6 Тяжба), младший - спасается бегством в горы.

Шуцкий приводит замечательный образ, характеризующий данную гексаграмму: «Данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад перед тем, как прыгнуть с разбега». Таким образом, бегство младшего сына от отца не может рассматриваться как страх, лень или непочтительность. Это временное отступление перед более могущественным противником с тем, чтобы в безопасности, внутри себя или в горах, накопить силы и затем спуститься с горы, т.е. вернуться.

Военно-стратегическая трактовка. Стратег противостоит значительно более сильной и могущественной армии. Он мог бы попытаться остановить ее, но сил
на противодействие слишком мало. Поэтому он бездействует и временно отступает, спасается бегством, но только для того, чтобы сохранив армию и набравшись сил, вернуться обратно.

Скрытые гексаграммы: внизу Ветер, наверху - Небо. Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 43 Выход. Фон противостояния: перечение, пререканиями, причем со стороны того,от кого меньше всего ожидаешь (неожиданное столкновение). Стратег, несмотря на очевидное неравенство сил, тем не менее, своим отходом оказывает такое сопротивление, которого противник от него не ожидает.

Последовательность действий стратега:


  1. Гора (стойкость, неподвижность, препятствие): стратег остаётся в неподвижности, т.е. в бездействии, не пытается атаковать, сдерживает

  2. Ветер (проникновение, рассеяние, охват): стратег отходит, уводит войска, рассеивается и проникает в безопасную местность

  3. Небо: (творчество, давление, напряжение, тревога): рассеянное и скрытое состояние стратега вызывает у противника напряжение, тревогу - он пытается его настигнуть “в горах”, но не преуспевает

  4. Небо: (творчество, давление, напряжение, тревога): безопасное положение приводит к тому, что стратег накапливает силы и оказывается не менее сильным, чем его противник

I. В начале шестерка.
При бегстве – хвост в опасности.
– Не надо, чтобы предстояло куда-нибудь выступить

Тот, кто отступает, часто оказывается в хвосте (арьергарде). Естественно, что в таком случае хвост оказывается в наибольшей опасности. Выступить означает спасти хвост, т.е. контратаковать противника. Однако этого не стоит делать.

II. Шестерка вторая.
<Чтоб> удержать его <бегущего>, нужна кожа желтой коровы.
– <Тогда> никто не сможет его освободить.

Виногродский: «Желтый цвет символизирует срединность, а корова — спокойствие и мягкость». В бегстве (отступлении) необходимо соблюдать уравновешенность, спокойствие и мягкость. Необходимо продолжить отступление в безопасное место (“в горы”), из где отступающего будет трудно найти и откуда его трудно будет выбить.

III. Девятка третья.
Связанному беглецу будет болезнь и опасность. Держащему слуг и служанок – счастье.

Отступление - это своего рода недеяние, т.е. бездействие. Оно само по себе мучительно, болезненно для стратега в условиях, когда ему приходится отступать. И к тому же опасно. Но утешением может служить то, что руководимое им войско (“слуги и служанки”) достигают, наконец, безопасных позиций, скрывается в них.

IV. Девятка четвертая.
Хорошее бегство.
– Благородному человеку – счастье.
Ничтожному человеку – нет.

Теперь ситуация меняется. Скрываемый “горами”, т.е. рельефом безопасной местности, бегство становится “хорошим”. Отходит болезненность и опасность, начинается накопление сил для будущего возврата. Хороший стратег пользуется такой возможностью и отрывается от преследования.

V. Девятка пятая.
Счастливое бегство.
– Стойкость – к счастью.

Благодаря решительному отрыву от преследования, войско оказывается в полной безопасности. Это и есть “счастливое бегство”, поскольку в данном случае оно состоялось - войску удалось спастись.

VI. Наверху девятка.
Летящее бегство.
– Ничего неблагоприятного.

Шуцкий перевел фразу 肥遯 как “летящее бегство”, хотя иероглиф 肥 переводится с китайского как “жир”. Также знак 肥 имеет значение “свободный”, “щедрый”, “изобильный”. Кобзев пишет, что в современных изданиях Книги перемен знак 肥 (фэй, "жир") – лишь фонетическая передача слова 飛 (фэй, "летать"). Видимо, так же думал и Шуцкий. Судя по комментариям, возможны оба толкования. Во всяком случае, здесь бегство уже перестает быть бегством. И это означает для стратега и его войска либо питание и тучность, либо свободу и беззаботность, полет, уход в даль.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 32 Постоянство

1 ноября 2018 г.

<№32> Хэн. ([Постоянство. Свершение;] <2> благоприятна стойкость. <1> Хулы не будет. <3> Благоприятно иметь, куда выступить.)

Ветер напротив Грома. Ветер символизирует мягкое проникновение, подвижность и распространение, суету, желание, беспокойство, нетерпение. Гром символизирует толчок, импульс, движение, гнев, раздражение. Суета, беспокойство и подвижность старшей сестры (женщины, жены) противостоит импульсивности и энергичности движения старшего брата (мужчины, мужа). Ветер и Гром обладают схожим общим качеством подвижности (противоположно стойкости). Однако во всем остальном они противоположны. Резонируя между собой, вместе они действуют на основе постоянства.

Здесь находит развитие тема Взаимодействия. Только если в предыдущей ситуации юноша проявлял инициативу и добивался согласия девушки, то здесь инициатива исходит от жены, которая должна преодолеть в себе поспешность и нетерпение, желание получить все от жизни сразу. Она должна научиться постоянству и таким образом стать опорой для мужа, направить его деятельность. Особенно если у него не сразу все получается, если он не может добыть быстро то, чего ей хотелось бы.

Военно-стратегическая трактовка. (1) Стратег имеет дело с импульсивным и неустойчивым поведением нового союзника (партнёра), от которого стратег ждёт чего-то большего. Задачей стратега является выстраивание отношений с партнёром таким образом, чтобы поддержать его и направить его энергию в нужном направлении. (2) Стратег распространяет свое влияние путем расширения и плавного проникновения. Ему противостоит импульсивный и энергичный противник, который пытается его атаковать, остановить проникновение на территорию. Задача стратега в том, чтобы постоянством и настойчивостью найти слабое место противника и провести встречную атаку.

Скрытыми триграммами являются Небо (внизу) и Озеро (наверху). Вместе они образуют вплетенную гексаграмму 43 Выход. Выход - это наступление, прорыв, требующий решимости, способности идти напролом. Образом Выхода может быть прорыв плотины, когда хрупкая преграда преодолевается мощным напором водохранилища. Это также прорыв блокады, выход из окружения.

Последовательность действий стратега:


  1. Ветер (мягкость, суета, проникновение): распространение и проникновение по всей территории, охват театра военных действий

  2. Небо (напряжение, творчество, тревога): создание напряжения, давление на противника, обусловленное широким распространением

  3. Озеро (общительность, коммуникация): разрядка напряжения, общение, переговоры, поиск слабого места

  4. Гром (импульсивность, толчок, движение): неожиданное достижение конечной цели посредством удара по слабому месту противника


I. В начале шестерка.
Углубление в постоянство.
– Стойкость – к несчастью. Ничего благоприятного.

(1) На первой ступени до желаемого постоянства и связанного с ним благополучия (победы) ещё далеко. Хочется получить от жизни все сразу (это и есть углубление в постоянство), но в этом желании нельзя упорствовать (стойкость и есть упорство). Требуется работа над собой. (2) Стратег начинает расширять свое влияние, но сталкивается с противодействием противника и осознает, что все сразу не получить.

II. Девятка вторая.
<...>.
– Раскаяние исчезнет.

(1) Как полагает Шуцкий, здесь частично утрачен текст. По сути отсутствует афоризм. Однако из общих соображений можно догадаться, что здесь удается сдержать свои желания и восстановить внутреннее равновесие. Также из контекста можно предположить, что равновесие достигается на пути последовательной работы над собой и своими внутренними качествами. (2) Стратег находит равновесие и начинает последовательное давление на позиции противника.

III. Девятка третья.
Не будешь постоянным в своих достоинствах; <а>, может быть, попадешь с ними в неловкое положение.
Стойкость – к сожалению.

(1) Поспешность, одно из качеств триграмме Ветер, даёт о себе знать. Стоит лишь немного приобрести в достоинствах, как снова хочется всего и сразу. Однако это поспешное желание лишь показывает, что достоинства ещё не укоренились, и из-за этого можешь попасть в неловкое или даже постыдное положение. Нельзя упорствовать в своих желаниях! (2) Стратег накапливает силы и ему кажется, что давлением он сможет достичь желаемого и заполучить всю территорию. Однако он ошибается, поспешность может привести к неудаче.

IV. Девятка четвертая.
На поле нет дичи.

(1) Когда на поле нет дичи, тогда охотнику требуется одно - выдержка, т.е. постоянство. Нетерпеливый и импульсивный охотник едва ли будет успешен. Нетерпеливой жене надо набраться мудрости и не требовать от мужа всего и сразу. (2) Чтобы обезоружить своего противника, преодолеть его сопротивление - нужно найти, нащупать его слабое место. Необходимо набраться терпения.

V. Шестерка пятая.
Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость.
Для жены – счастье.
Для мужа – несчастье.

(1) Терпение и выдержка (стойкость) - залог постоянства в делах и основа добродетели. Здесь все это присутствует. Жаль только, что постоянство - это скорее женская добродетель. Мужчине приходится подчиняться. (2) Стратег достигает своей цели благодаря постоянству и целеустремленности, которые помогли ему обнаружить слабое место в позиции противника.

VI. Наверху шестерка.
Нарушенное постоянство.
– Несчастье.

(1) Пара иероглифов 振恒 переведена Шуцким как “нарушенное постоянство”, но правильнее было бы перевести как “возбужденное постоянство” или “возбуждение в постоянстве” (здесь 恒 - это постоянство, 振 - возбужденное). Переразвитие постоянства приводит к состоянию чрезмерного возбуждения, т.е. к нарушению постоянства. Обретение желаемого на предыдущей ступени лишь подстегивает желания, хотя уже все достигнуто и желать больше нечего. (2) Когда территория завоевана, стратегу пора остановиться. Дальнейшее продвижение вперед - лишь чрезмерное возбуждение своих сил.




| XHTML | CSS | Designed by trif_m, Thanks to Orice Mures
free-templates.ru