Гость | Вы здесь: top » portfolio »

Про стратегию и визуальное мышление

Трансляция из ЖЖ

В этом разделе представлена трансляция моих статей на тему о стратегии, стратегическом и визуальном мышлении из моего журнала в ЖЖ: chevalry.


Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 49 Смена

11 февраля 2019 г.

<№49> Гэ. ([Смена.]  <Если до> последнего дня будешь <полон> правды, <то будет> изначальное свершение, благоприятная стойкость. Раскаяние
исчезнет.)

I. В начале девятка. Для защиты примени кожу желтой коровы.
II. Шестерка вторая. <Лишь по> окончании дня <производи> смену. – Поход – к счастью. Хулы не будет.
III. Девятка третья. <2> Речь трижды коснется смены – <и лишь тогда> будет правда. <1> – Поход – к несчастью. Стойкость – опасна.
IV. Девятка четвертая. <2> Обладая правдой, изменишь судьбу. – Счастье. <1> Раскаяние исчезнет.
V. Девятка пятая. Великий человек подвижен, <как> тигр. И до гадания <он уже> обладает правдой.
VI. Наверху шестерка. Благородный человек подвижен, <как> барс, и у ничтожных людей меняются лица. – Поход – к несчастью. Стойкость пребывания на месте – к счастью.

Иероглиф 革 на сайте wiktionary.org переводится на английский как: 1) leather, animal hide (кожа, покров животного); 2) to change / to alter / to reform (изменять,
реформировать, преобразовывать); 3) to remove, to expel (удалять, изгонять, высылать, исключать). На linguee.com приводится также такой перевод: to expel from office (удалить из офиса). Очень похоже на увольнение, точнее, на смену управленческой команды в ходе реформы управления.

Шуцкий разъясняет смысл 49 Смены следующим образом:

Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое его значение - кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь момент нового начала творчества.

Сложно в одном слове передать все нюансы смысла, поэтому у разных переводчиков название гексаграммы немного варьируется. У Виногородского это “Преобразование”, у Джеффри - Tanning Leather (сбрасывание кожи). Джеффри также пишет о том, что в ряде случаев гексаграмма была переведена как Revolution (Hacker 1993: 56; Whincup: 162; Wilhelm-Baynes: 189). Сам Джеффри считает такой перевод неверным, в частности, еще и по той причине, что в конфуцианстве вообще не склонны к революционным выступлениям по идеологическим соображениям.

Вместе с тем, текст афоризмов 49 Смены совершенно очевидно указывает на некие реформы и преобразования, которые заключается в обновлении. Подобно тому, как змея сбрасывает кожу, государство, армия или бизнес сбрасывает с себя все лишнее, удаляет все устаревшее. Например, в организации смена может обозначать обновление состава, управленческой команды с тем, чтобы вслед за сменой организация могла получить новый импульс к творчеству, к развитию.

Анализ триграмм. В гексаграмме 49 Смена (101110) верхняя триграмма Озеро (110) противостоит нижней триграмме Огня (101). Озеро символизирует  тереотипность мышления, и следовательно, его слабость, недалекость, при том что все действия выполняются быстро и технично, можно сказать, стандартно. Озеро - это стоячая вода, которая также может быть выражена в образах Водоема или даже Болота. У Огня (101) иная природа. Это подвижная, горячая, активная среда, излучающая свет и энергию. На место стоячей, болотистой воде приходит кипучая деятельность огня.

В комментарии Шуцкого к четвертой черте дается интересная интерпретация слов об обладании правдой и изменении судьбы. Изменение судьбы разъясняется комментаторами в образе переплавки металла. Триграмма Озеро(110) - это не только вода, но еще и стихия Металла. (Лучшее объяснение того, как сочетаются между собой восемь триграммы и пять стихий в китайской философии - см. в этой короткой статье.) Огонь под металлом - это образ тигеля, который нагревается снизу для того, чтобы расплавить металл: свинец, олово или какой-либо другой. Тигель, в котором плавится металл - не менее яркий образ перемен в сравнении с образом огня и воды, которые, взаимодействуя, превращаются в пар. Кстати, образ тигеля затем используется Шуцким в комментарии к следующей гексаграмме - 50 Жертвеннику, где образ тигеля преобразуется в образ жертвенника.

Военно-стратегическая трактовка. В рамках данной трактовки ключевым словом должно являться не Смена, а Сбрасывание кожи. Такая замена названия быстрее наводит нас на верное направление мысли. Сбросить кожу значит полностью обновить военные силы, изменить их состояние и нацелить на выполнение новых боевых задач. Это должно явиться полной неожиданностью для противника и стать резким контрастом между видимостью и реальностью. Например, видимые противнику стандартные действия по выстраиванию оборонительных рубежей, что должно напоминать ему Водоем или Болото, должны скрывать от него развертывание сил и подготовку наступления, что предполагает довольно активную деятельность, подобную Огню. Важно и то, что 49 Смена идет после 47 Истощение и 48 Колодец. Смене предшествует истощение сил и их последующее восполнение.

Иллюстрация. В 1941 году Красная Армия понесла колоссальные потери, и к концу года немцы уже стояли под Москвой. Силы Красной Армии были истощены, но благодаря сибирским дивизиям их удалось существенно пополнить. И вот тогда возникла благоприятная возможность провести контрнаступление:

Стратегическая внезапность в контрнаступлении была достигнута военной хитростью — скрытными перегруппировкой и сосредоточением крупных стратегических резервов, а также удачным выбором направлений главных ударов. Для отражения наступления немецко-фашистских войск и последующего перехода в контрнаступление Верховное Главнокомандование скрытно перегруппировало на московское направление около 70 дивизий. Выдвижение резервных соединений к линии фронта происходило в основном ночью в неблагоприятную погоду, когда авиация противника не могла вести разведку. Сосредоточение войск проводилось в лесах и населенных пунктах.

Кроме того, одним из элементов военной хитрости явился фактор времени. Непосредственная подготовка контрнаступления началась лишь в конце ноября. Войска Калининского фронта перешли в наступление 5 декабря, Западного — 6-го. Таким образом, контрнаступление началось без паузы, что вводило противника в заблуждение, и он лишился возможности создать оборонительную группировку своих войск.
Источник: Лобов, Военные хитрости

Это контрнаступление имело столь важное значение для хода войны не только потому, что удалось отстоять рубежи Москвы, но и потому, что оно показало обеим сторонам: несмотря на все потери и поражения 1941 года, Красная Армия не настолько слаба, а Вермахт не настолько непобедим, как это изначально казалось. В доказательстве этого факта заключается психологическая 49 Смена, т.е. перемена сознания, что и явилось в итоге залогом будущей Победы.

Кстати, Виногродский 49 Смену (или: 49 Преобразование) - Стратегией перестройки сознания. Такая перестройка сознания часто выражается в чем-то внешнем, что бы закрепляло новый образ мыслей и действий. Видимо, по этой причине Петру I потребовалось стричь бороды и менять кафтаны на камзолы. Только он мог заставить своих подданных мыслить по-иному.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 48 Колодец

7 февраля 2019 г.

<№48> Цзин. ([Колодец.] Меняют города, <но> не меняют колодец. <Ничего> не утратишь, <но ничего и> не обретешь. Уйдешь и придешь, <но> колодец <останется> колодцем. <Если> почти достигнешь <воды>, но еще не хватит веревки для колодца, <и если> разобьешь свою бадью, – несчастье.)

В этой гексаграмме внизу расположена триграмма Вода, сверху - триграмма Ветер (или Дерево).

Триграмма Вода (010) символизирует опасность, риск, угрозу и также качества, проявляемые в условиях опасности: обман, скрытность, импровизация (необычные действия в экстремальных условиях). Практически во всех гексаграммах, где Вода занимает верхнее положение, возникает образ препятствия и трудностей, связанных с его преодолением. Это находит отражение и в названиях гексаграмм: 3 Начальная трудность, 5 Необходимость ждать (вынужденное ожидание из-за препятствия), 39 Препятствие, 60 Ограничение. Кажется, что 48 Колодец является исключением из этого правила, но это только на первый взгляд. Тема препятствия здесь тоже возникает.

Триграмма Вода (010) на внешней позиции представляется иногда не только как Вода, но и как Облако, Туман. Этот образ тумана трактуется Шуцким в комментариях к гексаграмма 3 Начальная трудность и 5 Необходимость ждать. Туман хорошо выражает качество скрытности: он окутывает и скрывает под
своим покровом все предметы, любые их очертания.

Триграмма Ветер / Дерево (011) символизирует качества мягкости, плавного и осторожного движения, мягкого проникновения. Ветер, как и Дерево, в своем движении ищет любую щель, любой зазор, который используется для того, чтобы проникнуть и заполнить собой все возможное пространство.

Сочетание Воды и Ветра / Дерева выражается в образе колодца: деревянный колодец содержит воду. На языке Книги перемен то, что внизу, иногда содержит в себе то, что наверху. Так, например, в гексаграмме 45 Воссоединение внизу триграмма Земля (000), сверху - триграмма Озеро (110). Земля помогает воде  собираться в Озеро, и вместе с тем Земля содержит в себе Озеро. Также и здесь Дерево содержит в себе Воду. Другой вариант: дерево внизу - это деревянная бадья, которая осторожно проникает в воду и также осторожно и мягко поднимает воду наверх.

Иероглиф Цзин (井) переводится на английский как well (колодец), mineshaft (шахта), pit (яма), а также hometown (родной город). Еще одно значение, видимо, связано со значением родного города: neat, tidy (аккуратный). Существует также близкий по смыслу и написанию иероглиф 阱, который на английский переводится как pitfall (западня), trap (ловушка).

В тексте афоризма говорится о том, что меняют города, но не меняют колодец. Колодец - это символ родного дома, родного города. Это как якорь, нечто неподвижное. Можно поменять место жительства, но родные места навсегда останутся родными местами. Поэтому в ситуации, когда надо восполнить силы, лучший способ - это вернуться на время к родному колодцу и напиться из него чистой воды. Это все равно что вернуться к самому себе, обратиться внутрь, вернуться к истокам, к началу жизненного пути, отдохнуть у родного очага, чтобы вновь все понять, все осмыслить.

Виногродский называет гексаграмму 48 Колодец - стратегией подключения к источникам питания. Однако это не происходит само собой. Чтобы достать воды из колодца, необходимо приложить усилия. И чтобы восстановить силы тоже, как ни странно, требуются кое-какие усилия, хотя вроде бы все силы и так уже истощены. Вместе с тем образы гексаграммы говорят именно об усилиях: нужна крепкая бадья и достаточно длинная веревка, нужно приложить усилия, чтобы очистить колодец от ила и т.п. Тогда и только тогда можно будет напиться ключевой водой.

У данной гексаграммы есть также и другое важное значение, важное для целей военно-стратегической трактовки: беспрепятственное прохождение. Триграмма Вода (010) является собой образ препятствия, которое надо преодолеть. Препятствия иногда становятся чем-то непроходимым и непреодолимым, но только не в данном случае и не для нижней триграммы Ветер (011). Ветер по своим качествам проникает во все и может проникнуть или обогнуть любое препятствие. Поэтому в данном случае препятствие - это не препятствие. Ветер легко проникает сквозь Облако или сквозь Туман, в результате чего препятствие становится проницаемым, проходимым.

Значение проницаемости и беспрепятственного прохождения противоположна значению осады, окружения или блокады, с которым мы имели дело в гексаграмме 47 Истощение. Блокада исключает какую-либо проницаемость, иначе она просто лишена смысла. Здесь же, наоборот, препятствие легко пройти, и нужны лишь некоторые усилия, чтобы проникнуть сквозь преграду (или обойти, обогнуть ее). Такая трактовка лучше объясняет, почему 48 Колодец является одной из двух гексаграмм, характеризующих стратагему 12 Увести овцу, попавшуюся под руку. Вот как звучит эта стратагема, в переводе В.В. Малявина:

Даже малейшую слабость
Непременно нужно использовать.
Даже малейшую выгоду
Ни в коем случае нельзя упускать.
Маленькая слабость противника —
Это маленькое преимущество у меня*.

/* В тексте буквально: «малое Инь - это малое Ян».

Толкование:
Когда большое войско производит маневр, в его позиции возникает множество слабых мест.
Из этих слабостей нужно извлекать выгоду, не ввязываясь в открытый бой.

Перехватить овцу у противника можно, если овцу в данный момент никто и ничто не охраняет, и если ограда вокруг овцы - это собственно не ограда. Тогда можно пройти сквозь преграду, забрать овцу и, кстати, восполнить свои силы.

Надо полагать, что 48 Колодец - это в чем-то партизанская стратегия. Партизанам свойственно проникать там, где кажется пройти невозможно, и затем исчезать в тумане. Они также считаются хорошими связными, умеют налаживать коммуникации и часто служат источником сведений и ресурсов.

Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 47 Истощение

5 февраля 2019 г.

<№47> Кунь. ([Истощение. Свершение. Стойкость.] Великому человеку – счастье. <2> Будут речи, <но они> не верны. <1> Хулы не будет.)

Верхняя триграмма Озеро (110), нижняя триграмма Вода (010). Образ Озера - это неподвижная, стоячая, застоявшаяся вода. Другое наименование триграммы - это Водоем или даже Болото. Болотистая вода - это крайнее выражение застойного явления воды. Наоборот, образ Воды, т.е. нижней триграммы - это вода проточная, это поток, несущийся между двух берегов.

Озеро (110) символизирует не только неподвижность вод, болотистость, но ещё и привычность, стереотипность мышления, основанную на стандартности и технической отточенности всякого действия. Действовать по стандарту, по привычной схеме, не утруждая себя мышлением - признак стереотипности. Вода (010), в противоположность Озеру - это импровизация, некое необычное и нестандартное действие. Это поиск нового, эксперимент, неожиданный поворот или маневр.

Таким образом, вместе получается такой образ: в то время как внешняя среда характеризуется [болотистым] застоем, внутренняя среда, наоборот, исполнена подвижности, движения и драматизма. Внешняя среда требует стереотипности и техничности, стандартности, повторяемости, при этом внутренняя жизнь нацелена на то, чтобы попробовать что-то новое, найти новое русло для течения. Эти противоположные качества (застой и течение, стандарт и импровизация) неизбежно должны вступить в конфликт друг с другом, что и происходит.

Надо полагать, что под истощением сил может пониматься как физическая усталость, которая требует подкрепления провиантом или сном, так и моральная усталость, которая выражает себя в ощущении невозможности терпеть сложившиеся обстоятельства (“так больше нельзя!”, “не могу так больше”, “надо что-то менять”).

Интересно посмотреть значения иероглифа “Кунь” (困), который Шуцкий перевел как истощение. Виногродский перевел так же, добавив, что данный знак - это стратегия экономии ресурсов. Иероглиф образован путем соединения иероглифа 囗 (“surround”, т.е. окружать) с иероглифом 木 (“wood”, т.е. лес). Вместе получается “окруженный лесом”. На английский иероглиф “Кунь” (困) переводится как to surround (окружать), to besiege (осадить), to be surrounded (быть окруженным), difficult (трудность). Похоже, что знак можно было бы перевести также как “осада”, “окружение”, “блокада”, что почти прямо указывает на военно-стратегический смысл данной гексаграммы.

Редмонд Джеффри пишет о том, что основным мотивом данной гексаграммы является обструкция (от лат. obstructio - препятствование, запирание, помеха, преграда). В тексте также говорится про камни и шипы. Если перевести на русский выражение “между камнями и шипами”, то это будет фраза “между молотом и наковальней” (или, по-английски: between a rock and a hard place).

Военно-стратегическая трактовка. Когда стратег оказывается в окружении, или его кто-то осаждает, берет на измор, ничего не остается, как только перетерпеть эту блокаду. Разумеется, главное в этой ситуации - экономить ресурсы, но это лишь предпосылка, условие. Гораздо важнее продемонстрировать противнику, что жизнь идет своим чередом, ничего не меняется и что блокада никак не сказывается на жизни осажденных. Под этой маской скрывается стремление вырваться из блокады, найти либо источники пополнения тающих ресурсов, либо заставить противника отступить, снять осаду ввиду ее бесперспективности, как ему должно казаться.

Пример. В немецком городе Бреттен установлен памятник собаке, которая когда-то спасла город от блокады французскими войсками. Когда это происходило -
точно не известно, однако сохранилась легенда, что жители города Бреттена во время этой осады терпели большие лишения. Запасы продовольствия подходили к концу, а помощи от курфюрста Гейдельбергского все не было и не было.

Тогда городские старейшины придумали такой план. Они собрали все еду, которая у них оставалась, нашли какую-то бродячую собачку и несколько дней кормили ее так, что она стала похожа скорее на поросенка, чем на собаку. Потом они выпустили ее за городские ворота.

Когда французский командующий увидел эту собачку, он сперва посмеялся, а потом - решил снять осаду и отступить. Всем показалось, что раз в этом городе даже собаки похожи на свиней, то запасов продовольствия там столько, что под городом можно стоять безрезультатно еще многие месяцы. А французы к этому были не готовы. Напоследок командующий французскими войсками велел отрубить собаке хвост и отпустить ее на все четыре стороны. Благодарные жители поставили собачке памятник.

Источник: http://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_302.html

Объяснение. Ситуация хорошо иллюстрирует стратегию истощения. В то время как в городе заканчивались запасы продовольствия, горожане города Бреттена с помощью откормленной собаки как бы говорят французам: “Стойте здесь хоть целый год - нам все нипочем!” Эта откормленная собачка была их едва ли не последней надеждой на то, чтобы спасти ситуацию: не сдавать город и при этом не умереть с голоду. Интересно, по китайской традиции триграмма Озеро (110) соответствует осеннему периоду времени, когда полно плодов, всего в изобилии. Это то, что представляется противнику как видимость. Триграмма Вода (010) соответствует зимнему периоду времени, когда холодно и голодно, если не хватает запасов. Это то, что и было в реальности. Но французы этого не поняли.



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 46 Подъем

30 января 2019 г.


Гексаграмма состоит из триграммы Ветер (011) внизу и триграммы Земля (000) наверху. У триграммы Ветер есть также другой образ - образ Дерева, которое в данной ситуации оказывается скрыто под Землей и потому пытается прорасти, пробиться вверх. Более наглядно это можно было представить себе в виде маленького ростка дерева, пробивающегося из-под земли, но это также может быть и более взрослое растение, или какие-то его побеги, пробивающие себе дорогу.

Гексаграмма состоит из триграммы Ветер (011) внизу и триграммы Земля (000) наверху. У триграммы Ветер есть также другой образ - образ Дерева, которое в данной ситуации оказывается скрыто под Землей и потому пытается прорасти, пробиться вверх. Более наглядно это можно было представить себе в виде маленького ростка дерева, пробивающегося из-под земли, но это также может быть и более взрослое растение, или какие-то его побеги, пробивающие себе дорогу.

В предыдущей гексаграмме речь шла о собирании сил, об объединении, но при этом скапливается масса была «пустой», то есть готовой к исполнению, но ещё ничем не наполненной. Данная гексаграмма представляет собой процесс постепенного проникновения в эту темную, исполнительную и инерционную массу, сквозь ее толщу, по каким-то малозаметным каналам.

Хотя сам Шуцкий собственно и приводит метафору дерева, произрастающего в земле и пробивающегося наружу, как объяснение смысла данной гексаграммы, однако его перевод названия гексаграммы как «Подъем» является не очень удачным. Здесь скорее подойдёт или перевод Виногродского «Рост», или перевод Редмонда Джеффри, который предлагает два варианта: (1) Going Up (рост, восхождение); (2) Pushing Upward (продвижение, проталкивание вверх).

Военно-стратегическая трактовка. Позиция противника выражается триграммой Земля. Земля символизирует пустоту, которая одновременно означает отсутствие или слабость (как нечто отрицательное) и вместе с тем возможность (как нечто положительное). Но возможность для кого? Для стратега - или для самого противника? Если для противника, то возможность противника для стратега оборачивается угрозой. Невозможно нанести удар по «пустому» противнику, потому что там, куда наносишь удар - в действительности никого нет. Раз непонятно, куда бить, значит, невозможно победить.

Позиция стратега выражается триграммой Ветер. Ветер - это мягкость, которая проникает в твердость. Ветер, как и Дерево, ищет любую возможность для проникновения и роста. Стратег мягко начинает, ищет возможности, но найдя их, далее действует уже твердо: уверенно продолжает и решительно завершает. Стратегия основывается на скрытности всех осуществляемых маневров. Тот, кто мягко поникает, скрывает свое проникновение настолько, насколько это возможно, под маской инертности, расслабленности, безразличия. Войско как будто спит, по крайней мере, так это должно представляться противнику, но на самом деле оно двигается, растет, развивается.

Верхняя триграмма означает также видимость, а нижняя триграмма - скрытый замысел. Для осуществления стратегии 46 Подъема (или: Роста, Продвижения) необходимо сохранять видимость "пустоты", т.е. видимость собственного отсутствия или же своей полной пассивности, инертности, успокоенности, при том что скрытно прощупываются возможности и каждая возможность используется для продвижения вверх.


Пример. В статье военного эксперта Анатолия Зайцева “Удар по Курилам - возможный сценарий”, помимо прочего, упоминается о военной базе Японии в небольшом африканском государстве Джибути. Вот цитата из статьи:

Участие в миротворческих миссиях – это в первую очередь получение опыта как в материально-техническом обеспечении, так и в изучении театра военных действий, но еще и прощупывание почвы насчет размещения военных баз в других государствах. Так, открыта военная база в Джибути, эксперты предполагают, что это только начало японского проникновения.

В другом источнике, газете “Коммерсантъ”, также упоминается та же японская база (см. статью “Страна пяти баз”), причем автор статьи дает присутствию японцев примерно ту же оценку, что и Зайцев.

Итак, допустим, что Зайцев прав. Допустим, что Япония встала на путь восстановления своих военных сил и в самом деле хочет стать "державой XXI века". Тогда как следует рассматривать такую стратегию японцев? Как стратегию 46 Подъема (или, точнее: Прорастания, Проникновения). Японские войска направляются туда, где “пусто” (Африка пока рассматривается как “пустой” континент, который еще можно заполнить).

Или рассмотрим другой возможный поворот событий. Сейчас силы самообороны Японии насчитывают всего 40 400 человек, но, как утверждает Зайцев, в случае мобилизации армия Японии может резко увеличина до 10-12 миллионов человек. Возможно такое? Да кто знает. Военный эксперт обязан предполагать все что угодно, если ему это кажется опасным. Но если это так - то получается, что "кот спит", а на самом деле - нет.

Картинки по запросу японская база в джибути



Военно-стратегическая трактовка гексаграммы 45 Воссоединение

30 января 2019 г.

Наименование гексаграммы объясняется сочетанием двух триграмм. Внизу Земля (000), над ним - Озеро (110). Озеро - это вода, которой свойственно устремляться вниз. Стекая по земле, отдельные струйки воды собираются в ручьи, а ручьи стекают в одно место и образуют водоем. Так земля особенностями своего рельефа помогает воде собраться вместе.

Вместе с тем, Озеро - это не проточная вода, как в триграмме Вода (010), а вода стоячая, как бы недвижимая. Стоячая вода Озера символизирует неподвижность собираемой массы, которая собирается, но пока собственно ничего не делает. Эта собранность вод Озера подкрепляется Землёй, которая  символизирует внутреннюю пустоту массы, ее ненаполненность какими-либо идеями, что даёт в дальнейшем возможность потенциальному лидеру возглавить ее и направить туда, куда ему нужно.

Альтернативные переводы: (1) Виногродский: Собирание; (2) Джеффри: Assembling (Gathering Together; Massing).

Военно-стратегическая трактовка. Позиция стратега символизируется триграммой Земля, позиция противника - триграммой Озеро. Противник не обязательно должен быть противником - возможно, это партнер или союзник. Тогда собирание, воссоединение похоже на процесс собирания союзных сил. Стратег в этом случае - словно пустой сосуд, в который собираются воды (т.е. силы) союзников. Если же противник остается противником, то стратег все равно пустой сосуд, в который собираются силы противника, но только для того, чтобы нейтрализовать их.

Триграмма Озеро (110) может также символизировать, с одной стороны, техничность противника, с другой стороны - стереотипность его мышления и процесса принятия решений. Техничность выражается в слаженности подразделений, отточенности действий, быстроте, которая приобретается войсками благодаря действиям по определённым накатанным схемам, шаблонам, стандартам. Но там где сила, там и слабость. Привычка действовать по стандартам приводит к тому, что в нестандартной ситуации принимается ошибочное решение. На этом отчасти построена стратегия Воссоединения, Собирания массы.

Триграмма Земля (000) может символизировать слабость, отсутствие, пустоту, тьму, инертность, пребывание в покое. С одной стороны, это указывает на слабость позиции стратега, с другой стороны - на его восприимчивость к ситуации и способность действовать нестандартно. И это - вторая часть стратегии. Гибкость восприимчивость стратега (его “пустота”) противопоставляется стандартности и стереотипности мышления противника. Стратег использует стереотипы противника для того, чтобы направить его же войска туда, где пусто, где ничего и никого нет. Стратегу следует для начала понять, в чем состоит стереотип, а затем дать противнику в нужный момент стереотипный сигнал, который заставит его сделать то, что нужно стратегу.

Верхняя триграмма также символизирует видимое действие, в то время как нижняя триграмма - скрытый замысел. В данной ситуации создается видимость действия по шаблону, соответствия тому, что привычно, что и привлекает к себе внимание, однако за видимостью скрывается "пустота", то есть отсутствие какого-либо действия. Как следует из стратагемы 6 (см. ниже), при осаде всегда есть место, где противник ожидает наиболее вероятного нападания. Нападать именно там - значит, действовать стереотипно, стандартно. На самом же деле там никто не нападает.


Согласно книге о 36 стратагемах (в пер. В.В. Малявина), данной гексаграмме соответствует шестая стратагема «Подняв шум на востоке, напасть на западе»«Подняв шум на востоке, напасть на западе». Суть стратагемы заключается в том, чтобы ложным маневром собрать силы противника в том месте, где пусто. Когда силы противника собраны в одном месте, в другом открывается возможность для атаки.

Примеры из книги Харро фон Зенгера "Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать."

6.7. Наполеон против Ирландии

Когда в 1798 г. Наполеон планировал египетскую кампанию, англичане должны были поддерживаться в убеждении, что Франция собирается отправить флот в Ирландию, чтобы захватить ее. Поэтому адмирал Нельсон закрыл Гибралтар. Тут для Наполеона пришел момент быстро вывести свой флот по направлению к Египту.

6.14. Фокусничество

Фокусники часто используют во время своих представлений метод «На востоке шуметь, на западе нападать». Так они отвлекают взгляд зрителей в другом направлении. Там же, куда публика в этот момент не смотрит, быстро и незаметно проделывается фокус (Шанхай, 1985).



Алгебра конфликта | Рефлексивное управление: передача ложной информации о плацдарме

17 января 2019 г.

Одна из самых сильных идей "Алгебры конфликта" - это рефлексивное управление. Конфликт, по мысли авторов, имеет рефлексивную природу и в нем стороны стараются пытаются "просчитать" друг друга, но и просчитав, постараться повлиять на действия своего противника, передав ему т.н. основания для принятия решения. Оснований может быть несколько: передача цели, докторины, плацдарма или решения. Либо передача некоторой комбинации из этих четырех элементов.

Они так и определяют рефлексивное управление:

Процесс передачи оснований для принятия решений одним из противников другому мы называем рефлексивным управлением. Любые «обманные движения» (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляют собой реализации рефлексивного управления.

На рисунке представлена общая схема рефлексивного управления.

Символ Ω здесь используется как общая модель конфликта, изображаемого в виде некой формулы, например, такой: Ω = T+Tx+Tyx+Ty, где T рассшифровывается как "тело" (не очень удачная аббревиатура, на мой взгляд, но - не принципиально). T - это объективная реальность, представленная плацдармом (т.е. Т = П). Тx - это отражение реальности в сознании игрока X (включает в себя планшет, цель, доктрину и решение игрока X). Ty - отражение реальности в сознании игрока Y. Tyx - это то, как игрок X представляет себе процесс принятия решения игроком Y. Поскольку в формуле присутствует Tyx и отсутствует Txy, то получается, что X рефлексирует относительно Y, но Y не рефлексирует относительно X. Это позволяет игроку X осуществлять рефлексивное управление управление игроком Y.

Рефлексивное управление - это передача ложных оснований для принятия решения игроком X. Первым таким основанием является передача ложной информации о плацдарме:

Рефлексивное управление посредством передачи ложной информации о плацдарме: Пух → Пу. Это один из наиболее распространенных приемов рефлексивного управления. Чаще всего этот прием сводится к маскировке своих объектов. Маскировка преследует цель — дать противнику вполне определенную информацию, а не ликвидировать вообще поступление информации. Это способ передачи противнику информации: «На данном месте ничего нет». Другая разновидность этого приема — создание ложных объектов. Это могут быть мнимые концентрации войск, наземные или воздушные целя, задача которых скрыть истинные угрозы применения несуществующего оружия. Многие проявления оперативного военного искусства представляют собой, как правило, совмещение приемов маскировки и создания ложных объектов.

Примеров маскировки истинных объектов и имитации несуществующих объектов на плацдарме - очень много. Особенно в военной области. Так, например, успешное наступление советских и монгольских войск на Халхин-Голе в августе 1939 года было обусловлено во многом успешной дезинформацией японского командования о том, где реально располагаются советские войска. Чтобы имитировать движения танковых войск и техники, по ночам включались, например, громкоговорители, которые имитировали шум от работы техники при ее передвижении. Таким образом, японцы думали, что советские войска в одном месте, в то время как они реально находились в другом.

Но есть и другие примеры, не только из военной области. В сериале "Форс-мажоры" (не очень удачный перевод английского Suits) в 1 серии 1 сезона главные герои серила юрист Харви Спектер и его молодой помощник Майк Росс вместе ведут расследование дела о сексуальных домогательствах. Стратегия у них простая: если были домогательства и увольнения в этот раз - значит, были и раньше. Надо лишь только поискать. И они находят новую свидетельницу, с очень похожей историей, но на предварительных слушаниях вдруг выясняется, что показания этой свидетельницы не безупречны и потому не могут быть приняты судом. Однако Харви, человек не только умный, но и опытный, каким-то образом догадывается, что их свидетельница - на самом деле лжесвидетельница, и что ее специально подкупили для того, чтобы Харви и Майк сперва клюнули на нее и, таким образом, спаились на суде. Харви выбивает из лжесвидетельницы признание, а потом находит и объективные доказательства переговоров и передачи крупной суммы денег со стороны обвиняемого. В результате главные герои одерживают победу.

В данном случае адвокат обвиняемой стороны пытается манипулировать Харви и Майком, подсовывая им "пустышку". То есть, следуая терминам алгебры конфликта, пытается подсунуть Харви и Майку планшет, на котором есть то, чего на самом деле на реальном плацдарме нет и не было. Опираясь на ложные сведения, Харви и Майк попадают в ловушку, но потом выпутываются из нее, и превращают факт попытки нанять лжесвидетельницу в контроружие, которым буквально припирают своего противника к стенке.



Теория игр | "Этюд в розовых тонах": Холмс против таксиста-маньяка

15 января 2019 г.

"В первой серии первого сезона британского сериала о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне (с участием Бенедикта Кабмербэтча и Мартина Фримена), которая называется "Этюд в розовых тонах", в финальной сцене Холмс оказывается один на один с таксистом-маньяком, убившем до этого четырех человек. Таксист, человек несомненно талантливый и умный, предлагает Холмсу сыграть в простую игру. Он предлагает ему выбрать один из двух пузырьков с пилюлями. В одной пилюле - яд, другая безвредная. Какую бы пилюлю не выбрал Холмс, другую примет таксист. Таким образом, шансы равны. Надо лишь сделать выбор. Отказаться нелья, иначе - пуля в лоб.

В чем суть игры? Таксист хочет переиграть Холмса, а Холмс хочет переиграть таксиста. Ставки крайне высоки - на самом деле, никому не хочется умирать. Но оба играют ради самой игры, потому что интеллектуальная борьба между умами - крайне захватывающая вещь. Таксист предлагает Холмсу одну пилюлю и спрашивает: "Какую я предложил? Отравленную или нет?" - "А вы знаете, какая это пилюля?", спрашивает Холмс. - "Конечно", отвечает таксист, слегка ухмыляясь. - "Зачем мне тогда выбирать?" - "Но ведь это же ваш выбор. И кроме того, вы не поняли главного. Если вы примете одну пилюлю - другую приму я".

Как должен рассуждать Холмс. Конечно же, таксист хочет его переиграть. Но тогда он должен предложить Холмсу отравленную пилюлю, а себе оставить безвредную. Поэтому Холмс должен, по идее, выбрать вторую пилюлю, потому что именно она безвредная. Это первый уровень рефлексии. Таксист понимает, как рассуждает Холмс, и если он предвидит его выбор, то он должен предложить ему безвредную пилюлю, а отравленную оставить себе. Это значит постараться перехитрить противника. Но Холмс, видимо, должен предвидеть этот ход таксиста, и тогда он должен выбрать первую пилюлю, потому что именно она безвредна. Это второй уровень рефлексии. На втором уровне круг замыкатеся, и продолжение рефлексии уводит игроков практически в бесконечность. Однако в каком-то своем пределе эта рефлексия достигает своего предела. В чем же он? Ведь отравленная пилюля только одна - либо первая, либо вторая.

Холмс пытается дедуктировать. Он стремится понять таксиста. Чего он в действительности хочет? Жить или умереть? Выиграть или проиграть? В ходе беседы выясняется, что таксист неизлечимо болен. Что у него аневризма и что практически любой вздох для него может быть последним. Также выясняется, что эту игру таксист придумал не сам - есть некий "почитатель" Холмса, который платит таксисту деньги за каждый успешный раунд такой игры. Но деньги эти перечисляются не самому таксисту, а его детям, которых он очень любит. В итоге Холмс все-таки делает выбор. Он выбирает вторую пилюлю, и уже хочет уйти. Даже несмотря на угрозу быть убитым. Но таксист все же останавливает Холмса, увлекая его азартностью смертельной игры. Он понимает, что для Холмса азарт - более мощный стимул, чем страх получить пулю. И Холмс готов уже выпить пилюлю, однако в этот момент звучит выстрел. Это Ватсон из другого помещения замечает эту сцену и стреляет в таксиста.

Интересно здесь вот что: правду ли сказал таксист, утверждая, что знает, какая из двух пилюль отравлена? Если нет, и пилюли были перемешаны случайно, то вся дедукция Холмса никуда не годилась. В этой игре вместе стратегической неопределенности возникает другая - статистическая. И тогда при любом выборе Холмса вероятность выбрать отравленную пилюлю оказывается равна 50%. Не потому ли так уверенно таксист склонял Холмса выпить пилюли?



Теория игр | Алгебра конфликта (Лефевр, Смолян)

15 января 2019 г.

На одном дыхании, буквально за один вечер прочитал брошюру Лефевра и Смоляна "Алгебра конфликта". Трудно как-то даже поверить, что брошюра была издана в далеком 1968 году, настолько живым и занимательным мне показалось все, что там написано.

Авторы поставили себе целью составить т.н. алгебру конфликта, т.е. придумать некий символический язык, с помощью которого можно было бы описать рефлексирующую природу конфликта. С ее помощью они блестяще описали многие сложные вещи, которые понятны на интуитивном уровне, но которые до сих пор, на мой взгляд, не были формализированы и потом изъяснялись, можно сказать, на пальцах. То есть на каких-то примерах, или почти что поэтических метафорах.

Вот как сами авторы описывают то, что они называют рефлексивным представление конфликта:

Вообразим себе полководца, склонившегося над таким планшетом и исследующего лежащий перед ним объект — армию противника. Наш полководец может пользоваться различными проекциями (системными представлениями): одна проекция будет отражать, например, пространственное расположение армии противника, другая — функциональное взаимодействие частей или средств вооружения. Однако этого далеко не достаточно для решения стоящей перед ним задачи. Главным с точки зрения полководца является отражение замыслов противника и выяснение того, в какой степени вскрытые им пространственные и функциональные связи являются «естественными», а в какой они специально предназначены противником для того, чтобы он, наш исследователь-полководец, отразил их на своем планшете именно такими.
Для этого, конечно, исследователь должен владеть специальными средствами, то есть он должен уметь отразить «внутренний мир» объекта. И он должен понимать, что этот «внутренний мир» объекта, который можно ассоциировать с интеллектом и военным талантом полководца вражеской армии, также отражает его самого и его внутренний мир.
Эта ситуация характерна для конфликтов различной природы. Шахматист, ставящий ловушку партнеру или просто рассчитывающий вариант, отражает на своем «мысленном планшете» не только особенности данной позиции, но и то, как эти особенности отображаются противником на его (противника) планшете. Беглец спасается от преследователя, если правильно проецирует на свой планшет не только его (преследователя) действия, но и то, как преследователь на своем планшете отображает действия беглеца.
Везде и всюду конфликтующие стороны вступают в своеобразную рефлексивную игру, где каждая из сторон стремится отразить и тем самым получить возможность перехитрить друг друга. Такое изображение конфликта, как интеллектуального взаимодействия сторон, является, по нашему мнению, важным системным представлением конфликта, открывающим новые резервы в оптимизации решений, принимаемых в конфликтной ситуации.

Авторы оперируют такими понятиями, как "плацдарм" и "планшет". Плацдарм - это некое реальное, физическое пространство, в котором протекает конфликт. Например, если речь идет о военном конфликте, то плацдарм - это поле боя или театр военных действий. Планшет - это соответствующее представление плацдарма в сознании одного из участников конфликта. Поскольку реальный мир всегда богаче любых представлений о нем, то можно сказать, что планшет - это некая системная проекция плацдарма, его упрощенная модель, которая, с одной стороны, искажает реальное положение вещей, с другой стороны, упрощает и ускоряет процесс принятия решений. Не сложно увидеть здесь перекличку с такими понятиями как "реальный мир" и "картина мира", которые использует, например, Владимир Тарасов в своей известной книге "Искусство управленческой борьбы".

Представим себе объективную обстановку как некоторый плацдарм, на котором развертываются события и который обозначим буквой П. Пусть это будет, например, несколько населенных пунктов, в которые игроку X требуется завезти грузы одним рейсом грузовика, то есть перед X стоит задача выбора оптимального маршрута. Плацдарм П отображается, допустим, на особый планшет, которым владеет X. Обозначим этот планшет Пх. Очевидно, что отображение плацдарма П может быть произведено с различной точностью. Например, некоторые пункты могут быть пропущены, их расположение может быть искажено и т. д. Но X оперирует с Пх, а не с П; это надо запомнить, потому что решение, которое он примет, будет соотнесено с Пх и лишь
затем с большим или меньшим успехом переведено на реальный плацдарм П.
Игрок X имеет цель — Цх. В нашем примере цель состоит в том, чтобы перевезти грузы из исходного пункта А во все другие пункты одним грузовиком с минимальной затратой времени или горючего. Чтобы принять решение, в результате которого цель будет достигнута, X должен произвести, определенные операции на своем планшете.
Предположим, что X владеет каким-либо методом решения задачи, например, методом линейного программирования. Этот метод мы назовем доктриной и обозначим Дх. Используя Дх, игрок X находит кратчайший маршрут, проходящий через каждый пункт не более одного раза. Этот маршрут наносится на планшет Пх и является решением задачи — Рх.
Процедура принятия решения игроком X может быть изображена следующим образом:
1) Реальная обстановка «переводится» на планшет Пх.
2) Цель особым образом соотносится с планшетом; несколько огрубляя суть дела, можно сказать, что цель «наносится» на планшет.
3) К планшету с нанесенной на него целью применяется доктрина.
4) В результате этой операции вырабатывается решение, отнесенное к планшету Пх.

(1) Дх * (Цх / Пх) -> Рx / Пх
Выражение (1) является весьма общим, и по описанной Схеме принимаются решения в самых разнообразных конфликтных ситуациях, когда игроки не имитируют рассуждений друг друга.

Это только начало рассуждений. Самое интересное начинается дальше, когда появляется некий второй игрок Y, который хочет устроить засаду и перехватить грузовики игрока X. Для этого он старается предугадать решения игрока X и выстроить свою собственную рефлексивную модель первого уровня, которая охватывает как реальный плацдарм (спроецированный на планшет игрока Y), так и планшет игрока X (также спроецированный на планшет игрока Y), а также то, какие цели преследует игрок X и какой доктриной он при этом пользуется. Ситуация становится еще более интересной, если игрок X догадывается о готовящейся засаде и меняет свое решение так, чтобы обмануть игрока Y с учетом того, что Y хочет обмануть игрока X. Тогда появляется рефлексирующая модель второго уровня. И так далее. Теоретически, количество уровней рефлексии не ограничено.

Введение алгебры конфликта позволяет авторам развить идею о рефлексивном управлении конфликтом, когда один игрок стремится воздействовать на другого игрока путем различного рода хитростей, манипуляций, обманных маневров, дезинформации. Кстати говоря, все это выводится за рамки этических норм и рассматривается как вполне законная "военная хитрость", оправданная самой природой конфликта. В конце концов, применение военной хитрости на войне - это более гуманный способ победить противника, чем лобовое столкновение. Рассматриваются несколько базовых методов рефлексивного управления, в т.ч. посредством формирования планшета противника, его целей, доктрины или простой передачи готового решения.



Теория игр | Игры с неполной информацией: сокрытие информации, сигнализация и скрининг

14 января 2019 г.

Продолжение "Лекции 5. Игры с неполной информацией и дезинформацией". На этот раз та часть лекции, где речь идет о сокрытии информации, сигнализации и скрининге. Как уже писал, мало кто пишет о скрининге. В рунете таких материалов, к моему удивлению, очень мало. В англоязычном интернете, наоборот - гораздо больше публикаций. Странное отставание, тем более что тема - исключительно интересная. Ведь именно игры с неполной информацией - наиболее часто встречающиеся в жизни и наиболее интересные с точки зрения практического применения.


В классической теории игр обычно рассматриваются игры с полной информацией, когда оба игрока знают все предыдущие ходы и матрицу игры. Кроме того, они знают правила игры, в частности насколько она является соревновательной или даже антогонистической (игра с постоянной суммой). Это позволяет судить о намерениях и возможностях противника и выбирать в соответствии с ними оптимальную стратегию ведения игры.

Очевидно, что на самом деле это не всегда так, в том числе в международных отношениях. Информация, касающаяся национальной безопасности, во всех государствах является секретной и даже число стран, обладающих ядерным оружием, точно неизвестно. То есть надо рассматривать игры и с неполной информацией.

Пусть игрок А обладает некой информацией, неизвестной игроку В. Тогда в связи с этим у него 3 возможные стратегии:

В последнем случае речь идет о дезинформации, вводящей противника в заблуждение относительно ваших намерений. Скажем, перед нападением фашисткой Германии на Советский Союз был заключен пакт о ненападении.

В карточных играх такого рода поведение называют блефом. В своей монографии Нейман на 32 страницах рассматривает роль блефа в такой простой карточной игре как покер с одной раздачей по 5 карт каждому игроку и последующим назначением ставок. В частности он отмечает, что без блефа в принципе нельзя выиграть большую сумму даже при очень хорошем раскладе карт.

Дело в том, что для достижения такого выигрыша необходимо многократное повышение ставок и если противник будет знать, что вы никогда не блефуете он уже после первых повышений поймет, что у вас хорошие карты и не станет дальше повышать свои.

С другой стороны, если вы все время блефуете с плохими картами, противник потребует уже в начале игры раскрыть карты. Таким образом, в принципе необходимо чередовать блеф с честной игрой для получения большого выигрыша.

В играх с нулевой суммой (и стратегически эквивалентных им играх с постоянной суммой) обычно выгодно скрыть информацию об очередном ходе, чтобы противник не мог ответить стратегией оптимального ответа.

При смешанных стратегиях для этого используют рандомизацию, то есть выбор очередной чистой стратегии с помощью датчика случайных чисел.

На практике чаще просто скрывают информацию. Скажем, невыгодно, чтобы противник знал о готовящемся наступлении. В то же время в других случаях выгоднее дать знать противнику о своих возможностях, чтобы избежать его нападения. Например, Израиль сознательно допустил утечку информации об обладании им ядерной бомбой, чтобы воздействовать на экстремистские круги в арабских странах. Заметим, что все детали атомного проекта при этом не афишировались, чтобы избежать санкций со стороны других государств. Такое дозированное распространение выгодной для данного игрока информации называется сигнализацией. Демонстрация новой военной техники на парадах – это тоже сигнализация.

У менее информированного игрока В при получении информации от игрока А тоже есть 3 стратегии:

Причем принято больше доверять информации, проявляющейся в действиях игрока , чем его словам. Хотя игрок А, зная это, может имитировать соответствующие действия с целью обмана. Тогда игроку В необходимо предпринять действия, заставляющие игрока А обнаружить его истинные намерения и возможности.

Такую стратегию называют скринингом и можно привести много примеров из самых разных областей. У военных это разведка боем, у партизан – «проверки на дорогах» подозрительного новобранца, наконец «если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так», то Высоцкий рекомендовал альпинизм («парня в горы тяни, рискни»).

Выделяют также стратегию типа побудительной схемы (incentive scheme), при которой противника заставляют проявить своими действиями истинную информацию с помощью штрафов или поощрений. Примером является библейская притча про царя Соломона, рассудившего, кому из двух женщин принадлежит ребенок. Он приказал разрезать ребенка пополам, то есть штрафом для настоящей матери была бы смерть ребенка и она отказалась от претензий на него, чем и подтвердила свои материнские права.

На практике, конечно, применяют более цивилизованные схемы, позволяющие выяснить ценность объекта для игрока. Например, выплачивают большую премию
по результатам работы, что заставляет работника полностью проявить его способности.

В международных отношениях примером являются инспекции на ядерных объектах Ирана – если бы он обладал атомной бомбой, ему пришлось бы отказать в проведении таких проверок и тогда к нему применили бы экономические санкции.


Мои комментрии

По поводу "разведки боем". Авинаш и Нейлбафф приводят один такой пример из жизни (см. книгу "Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни", глава 8 "Интерпретация и манипулирование информацией"). Уже немолодая женщина, по имени Сью, просит своего возлюбленного сделать небольшую татуировку с ее именем. Настолько небольшую, что ее бы никто не заметил, поскольку в силу обстоятельств ее жених не хотел афишировать отношения. Для Сью это было бы достоверным сигналом, что перспектива замужества не эфемерна и что ее друг готов к серьезным отношениям и серьезным обязательствам. Однако когда тот отказался, она разорвала с ним, нашла другого человека, вышла замуж, родила детей (которых очень хотела) и живет теперь счастливой семейной жизнью. Чем не пример "разведки боем"? Обещания взять на себя серьезные обязательства в будущем - это замечательно. Но ведь кое-какие обязательства можно взять уже и сейчас, если только человек не обманывает ее. Так рассуждала Сью. И правильно рассуждала. Первая же проверка боем показала, что за словами ничего серьезного не стоит. Как замечают авторы, ее бывший возлюбленный до сих пор в поисках своего счастья.

Иногда проверку можно устраивать не только по отношению к конкретному человеку, но и по отношению к условно-неопределенному кругу лиц. В частности, существуют различные приемы ценовой дискриминации, которые позволяют продавцам извлечь максимум дохода из кошельков богатых покупателей и не упустить при этом сравнительно небогатых клиентов. Например, когда издательство предлагает рынку какой-либо международный бестселлер, довольно часто его выпускают в твердой обложке, с красивыми иллюстрациями и на хорошей бумаге, назначая при этом высокую цену. Когда тираж распродан, то спустя какое-то время то же издательство выпускает эту же книгу, но уже в мягкой обложке,  на бумаге сравнительно низкого качества и предлагает ее по более низкой цене.



Теория игр: виды неопределенностей, роль точности оценки выигрышей

14 января 2019 г.

Наше в сети интересную лекцию в открытом доступе. Называется она "Лекция 5. Игры с неполной информацией и дезинформацией". Я не понял в итоге, ни кто автор, ни где общее содержание конспекта лекций. Но зато там я там нашел кое-что интересное про виды неопределенностей в теории игр. Вообще-то я искал материал по скринингу, о котором вообще мало кто толком пишет. И в этой лекции есть соответствующий материал. Но классификация неопределенностей меня определенно зацепила.  Поскольку публикация оформлена не очень, решил ее перепечатать на свой вкус.


Для многих конфликтных ситуаций характерна неопределенность их исхода. Собственно, именно поэтому каждый участник конфликта и вступает в борьбу, надеясь на благополучный для себя исход. То есть существует некоторая вероятность каждого возможного исхода.

В теории игр выделяют 3 основных типа неопределенностей, которые и дают название соответствующим играм.

Стратегическая неопределенность является наиболее сложной, что видно на примере известной логической задачи про то, как спросить дорогу, ведущую к
деревне лжецов. Если на развилке дороги спросить у местного жителя (неизвестно, лжец он или честный) : «Если бы вы жили в другой деревне, как бы вы ответили на вопрос, ведет ли левая дорога в деревню честных людей?», то, как видно из лингвистической матрицы игры, можно все-таки получить истинную информацию:


Истинный ответ на вопрос
Да
Нет
Честный ответ
Да
Нет
Ответ лжеца
Нет
Да

Но это срабатывает только в том случае, если лжец ВСЕГДА (!) обманывает. Используют даже термин «стратегический лжец» для обозначения человека, который обманывает только тогда, когда это ему выгодно, создавая стратегическую неопределенность.

Неопределенность в игре может быть также связана с неточной информацией о значениях элементов матрицы игры, то есть с их погрешностью. Иногда информация о выигрыше при разных стратегиях настолько скудная, что вместо чисел для элементов матрицы используют лингвистические переменные со значениями типа «мало», «много», «очень много».

Дело в том, что если точность, с которой известны элементы матрицы игры, достаточна, для определения максимума или минимума в строках и столбцах
матрицы, а значит и седловой точки (если она есть), то уже можно определить оптимальный набор стратегий. И для вычисления цены игры надо достаточно точно знать только элемент матрицы в седловой точке.

В каждом случае имея числовую матрицу игры и зная возможную погрешность ее элементов можно проверить устойчивость решения к вариациям элементов
матрицы в пределах погрешностей. Такие вариации обычно задают случайным образом с помощью датчика случайных чисел.


Мои комментарии

Скажу честно, пример с честными и лжецами какой-то странный. Запутанный. В то время как вполне понятных и четких логических задач про честных и лжецов довольно много. Вот хороший пример (см. источник здесь):

Задача. В некоторой стране есть два города. В одном из них живут только люди, которые всегда говорят правду, в другом - только те, кто всегда лжет. Все они ходят друг к другу в гости, т.е. в любом из этих двух городов можно встретить как честного человека, так и лгуна. Предположим, вы оказались в одном из этих городов. Как, задав один-единственный вопрос первому встречному, определить, в какой город вы попали - в город честных или в город лгунов?

Решение. "Вы находитесь в своем городе?" - ответ "да" всегда будет означать, что вы в городе честных, кто бы вам ни попался.

Как справедливо замечает неизвестный мне автор, эти логические задачи хороши, если известно, что лжецы - ВСЕГДА лгут. Но ведь в жизни - это не так. Стратегический лжец лжет только тогда, когда это ему выгодно. И само по себе понятие стратегического лжеца - это уже очень интересно. Нигде такого не встречал.

P.S. Нашел сразу несколько интересных материалов про то, как разоблачить лжеца. Это не очень интересно с точки зрения математической теории игр, но зато интересно с точки зрения психологии и практического применения, если есть подозрения, что кто-то вас в чем-то обманывает. То есть в ситуации, если вы ищете в партнере - стратегического лжеца. Вот эти материалы:

1. Зиглер Мазина. Уроки ФБР: как понять, что вас обманывают // Forbes - 2014

2. Спирица Евгений. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца // psy.wikireading.ru




| XHTML | CSS | Designed by trif_m, Thanks to Orice Mures
free-templates.ru